• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Красилин Андрей: А. И. Герцен и "Вольная Русская Типография"

    А. И. Герцен и "Вольная Русская Типография"

    В феврале 1853 года в Лондоне открылась новая, весьма необычная типография. Что в ней было необычного? Да буквально все... Вызванная к жизни самыми разными путями, она представляла собой воплощение трудов одного изгнанного с родины и почти разоренного человека. Звали его Александр Иванович Герцен.

    Красилин Андрей: А. И. Герцен и Вольная Русская Типография

    Александр Иванович Герцен

    Вольная русская типография (книгопечатня) была ответом на существовавшие в то время в России цензурные ограничения. А. И. Герцен предлагал трибуну всем писателям и публицистам, произведения которых не могли быть пропущены цензурным комитетом на родине. В своем обращении в первый год существования проекта Герцен, обращаясь к читателям, писал: «быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью — вся моя цель».

    Цель эта, впрочем, была труднодостижима.

    Сама идея типографии, которая была бы вынесена за пределы зоны контроля российских властей и цензурного комитета, появилась у Герцена задолго до 1853 года. Тем не менее, прошло немало времени пока представилась возможность воплотить эту идею в жизнь.

    Основная проблема, которая встала перед будущим издателем, была финансовой. Вызвана она была тем, что еще в июле 1849 года, после того как Герцен отказался возвращаться в Россию по требованию царя, Николай I арестовал все имущество писателя и его матери в России, а по решению Петербургского уголовного суда от 18 декабря 1850 года Герцена лишили «всех прав состояния» и объявили «вечным изгнанником». Тогда А. И. Герцен нашел способ вернуть часть своих денег весьма своеобразным путем... Он обратился к Джеймсу Майеру Ротшильду. А вернее, воспользовавшись услугами банкира, обналичил билеты московской сохранной казны, которые были приобретены под залог наследственного имения. Когда же банкир обратился к российскому правительству, чтобы в свою очередь получить деньги до данным билетам, то получил отказ на почве того, что имущество арестовано. О разговоре, который состоялся после этого между Герценым и Ротшильдом, мы знаем из работ самого Герцена:

    "Для меня, — сказал я ему, — мало удивительного в том, что Николай, в наказание мне, хочет стянуть деньги моей матери или меня поймать ими на удочку; но я не мог себе представить, чтоб ваше имя имело так мало веса в России. Билеты ваши, а не моей матери; подписываясь на них, она их передала предъявителю, но с тех пор, как вы расписались на них, этот предъявитель — вы, и вам-то нагло отвечают: «Деньги ваши, но барин платить не велел»".

    Таким образом оказалась затронута репутация уже самого Ротшильда, который в это время предоставлял займы российскому правительству. Добившись аудиенции у министра иностранных дел Российской империи графа Нессельроде, банкир фактически вынудил правительство Николая I выплатить сравнительно малую сумму, ради получения сумм куда более серьезных, а Герцен получил свои деньги, на которые позже и открыл типографию.

    Красилин Андрей: А. И. Герцен и Вольная Русская Типография

    Журнал "Полярная Звезда". 1855 год

    Организация всего мероприятия в самом начале оставляла желать лучшего. Наборщики - польские эмигранты, которые допускали опечатки и ошибки. Шрифт - мелкий, хотя и четкий, который заказала, но не приняла Санкт-Петербургская академия наук у французской фирмы "Дидо"... Но главная проблема - отсутствие связи с Россией.

    Герцен начал издавать свой журнал "Полярная Звезда". В каждом выпуске он обращался к аудитории с предложениями о публикации для автором, которые не могут добиться этого на родине...

    Первые выпуски журнала в основном состояли из статей самого А. И. Герцена. Отсутствие материала стало неожиданной и от того настоящей бедой молодого журнала.

    Н. П. Огарев. Этот поэт и публицист стал принимать активнейшее участие в работе типографии, что вскоре принесло свои плоды. Кроме того, в это время Герцен стал получать отзывы и понял, что революционный настрой, которым был пропитан журнал "Полярная звезда", отталкивает публику и потенциальных авторов от данного проекта. Умеренно настроенная общественность была против цензуры, но не разделяла многих политических воззрений самого Герцена и печататься в его журнале не хотела. Тогда было принято решение начать издавать еще одно периодическое издание - "Голоса из России". Издание это было периодическим и представляло собой сборники статей авторов, которые не разделяли революционных воззрений "Полярной звезды".

    Красилин Андрей: А. И. Герцен и Вольная Русская Типография

    Николай Платонович Огарев

    Вскоре после "Голосов из России", 22 июня 1857 года, начинает издаваться третий и наиболее известный журнал типографии под названием "Колокол". Журнал этот был призван реагировать на все события общественной жизни России, а его конечные цели Герцен и Ограрев обозначили так: освобождение от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев.

    Издавались произведения К. П. Победоносцева, Н. А. Некрасова, М. Л. Михайлова, П. И. Вейнберга, В. Р. Зотова и многих других. В это время удалось наладить обратную связь с Россией, в которой, впрочем, вся продукция "Типографии" была под запретом.

    Складывалась парадоксальная ситуация... Тираж запрещенного журнала "Колокол", например, вместе с повторными тиражами составлял иногда 5000 экземпляров, что было вполне соизмеримо с объемами печати легальной литературы (рекорд, максимальное количество в то время - 12000 экземпляров). При этом журнал "Колокол" был наиболее дорогим, а его стоимость в России иногда превышала стоимость в Лондоне в 10 раз.

    Красилин Андрей: А. И. Герцен и Вольная Русская Типография

    Огарев и Герцен

    Царское правительство, конечно, пыталось бороться с "внецунзурной" типографией. Очень быстро удалось добиться официального запрещения «Колокола» и некоторых других изданий в Пруссии, Саксонии, Риме, Неаполе, Франкфурте-на-Майне... Но это не влияло на популярность издаваемой продукции. Журналы ввозились в Россию контрабандой самыми разными способами, при этом у самой типографии не существовало никакой специальной службы доставки. Доставляли журнал в страну как правило третьи лица, которые действовали как из идеологических соображений, так и с целью перепродажи и, соответственно, личного заработка. Известны случаи, когда запрещенные журналы ввозились в Россию через менее охраняемую границу с Китаем или в орудиях военного корабля, экипаж которого, видимо, рассматривал их как неплохое прибавление к жалованию...

    Бывало и так, что журнал отправлялся по почте героям тех или иных критических публикаций. Т. е. министрам, различным советникам и даже самому императору. Последний даже специально распорядился, чтобы чиновники, в тех случаях, когда кому-нибудь из них случалось получать журнал, оставляли его только для личного пользования и никому не показывали. Впрочем, Александр II (а на момент расцвета "Типографии" императором был уже он) относился ко всей этой ситуации с долей юмора. Так, например, известно, что, выслушав очередной доклад одного из своих министров, он однажды грустно заметил, что уже читал об этом в "Колоколе". В другой раз Царь-Освободитель отметился фразой: «скажите Герцену, чтобы он не бранил меня, иначе я не буду абонироваться на его газету»...

    "сквозь пальцы". Дело в том, что кроме публицистических статей в журналах "Колокол", "Полярная звезда" и прочих часто можно было увидеть и официальные документы, которые видеть никто был не должен... Тот же Александр II был в бешенстве, когда узнал, что каким-то непостижимым образом Герцен, Огарев и Чернецкий (еще один "родоначальник" проекта) опубликовали в 25-ом номере журнала "Колокол" тексты секретных документов о цензуре, о крестьянах и о подготовке известной ныне крестьянской реформы, а также личную резолюцию царя, запрещавшую к употреблению в служебных бумагах слова «прогресс». Более того, позднее был опубликован полный государственный бюджет на 1859 и 1860 года, который в то время к открытой информации также не относился...

    Источники подобного рода сведений не известны и сейчас. Существует ряд версий... Так, например, можно предположить, что с помощью подобного рода публикаций чиновники самого разного уровня пытались воздействовать друг на друга и добиваться своих личных, меркантильных целей... По другой теории у Герцена были постоянные информаторы и тут под подозрения попали даже такие люди как первый заместитель министра внутренних дел Н. А. Милютин или будущий обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев... Впрочем, как уже было сказано, точного ответа на вопрос об источниках информации в правительстве Александра II на настоящий момент не существует.

    Красилин Андрей: А. И. Герцен и Вольная Русская Типография

    Журнал "Колокол", 1864 год

    Вольная русская типография начала увядать в 1860-х годах. Надо отметить тот факт, что, несмотря на неоднократные и часто некорректные попытки изобразить данный проект антигосударственным и даже антирусским, проводя аналогии с некоторыми другими изданиями, которые появятся позже, его конец доказывает нам, что таковым он все-таки не являлся. Рост революционных настроений и покушения на императора журнал "Колокол" официально осуждал. Социальное мнение России менялось и для "революционеров" Герцен становился персоной недостаточно радикальной, не готовой к решительным действиям. В это же время либеральная интеллигенция ужаснулась действиями радикалов и начала весьма негативно относиться ко всему, что так или иначе "радикализмом попахивало"... Аудитория журналов плавно сокращалась и тиражи падали. В попытке быть ближе к читателю, "Вольная Русская Типография" позднее чуть смягчилась цензура, что также способствовало "оттоку" авторов. Все стало совсем плохо, когда в 1870 году умер сам А. И. Герцен.

    Надо сказать, что в последние годы жизни А. И. Герцен написал ряд статей, в которых крайне негативно отзывался о современном ему молодом, революционном поколении. Оценка это была вызвана тем фактом, что в уже почти угасшую "Типографию" влился новый член: .

    После смерти Герцена этот человек стал основным автором "Колокола". Последние шесть номеров журнала - увидеть которые Герцен уже не мог - состояли в основном из работ С. Г. Нечаева и в конце концов назрел конфликт между ним и Огаревым, а потом и Людвигом Чернецким, которому Герцен передал в собственность свою типографию. Суть конфликта была в том, что Нечаев как раз относился к новой, революционной волне, методы которой "старые" Огарев и Чернецкий не разделяли. Прототип Петра Верховенского из романа Достоевского "Бесы", лидер «Народной Расправы» откровенно не нравился соратникам Герцена, и его появление в Швейцарии стало последней точкой в истории "Вольной Русской Типографии".

    Андрей Красилин