• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 19 июля 1833 г.

    15. Н. П. ОГАРЕВУ

    19 июля 1833 г. Москва.

    Друг Огарев!

    Еще письмо от тебя, еще радость! Дивна моя симпатия с тобою, мы разны, очень разны: в тебе скрытая неразвитая, глубокая поэзия — involuta, у меня есть поэзия некоторым образом глубокая, но живая, яркая, поэзия экспансивная — evoluta. Меня раз увидишь и отчасти знаешь, тебя можно знать год и не знать. Твое бытие более созерцательное, мое — более пропаганда. Я деятелен, ты лентяй, но твоя лень — деятельность дли души. И при всем этом симпатия дивная, какой нет ни с кем решительно, но симпатия и не требует тождества. Глубокое познание друг друга, взаимное дополнение — вот начала этой дружбы, сильной выше всяких обстоятельств.

    Ты прав, saint-simonisme имеет право нас занять. Мы чувствуем (я тебе писал это года два тому назади писал оригинально), что мир ждет обновления, что революция 89 года ломала — и только, но надобно создать новое, палингенезическое время, надобно другие основания положить обществам Европы; более права, более нравственности, более просвещения. Вот опыт — это s<aint>-sim<onisme>. Я не говорю о нынешнем упадке его, таковым я называю его религиозную форму (P<ère> Enfantin) etc. Мистицизм увлекает всегда юную идею. Возьмем чистое основание христианства — как оно изящно и высоко; посмотри же на последователей — мистицизм темный и мрачный. Есть еще «Système d'association par Fourier». Ее ты прочтешь в «Revue Encyclopédique» за февраль 1832. Цель оправдывает странности.

    <uieu>... и пр. Это моя вокация. Da bin ich zu Hause[7]. Итак, как известно вашему благородию, вся умственная сторона моя теперь начинает быть функцией одной идеи. Но эта неделимость перенеслась и в другую систему, к чувствованиям. Огарев, слушай: я, Герцен, влюблен по уши. Мне трудно признаваться в таких вещах, но говорю тебе с священным условием: ни одной насмешки, ни одного слова холодного — слышишь, это будет обида твоему другу, который теперь в одно время сделал эту доверенность и тебе и себе. Огарев, ты открыл новый мир в Шеллинге, я — в любви, мир дивный и чудесный, мир поэзии и гармонии. Довольно.

    Ты не можешь вообразить, какая деятельность опять у меня: так кровь и кипит; учиться, учиться, а потом писать; слава, ей ли не жертвовать, когда жертвуют богатству, вину, девкам. Ты, Вадим и я — мы составляем одно целое, будем же жить чисто умственною жизнию; науки (ты понимаешь, что я говорю в обширном смысле), науки пусть займут всю жизнь. Жаль, что Вадим не обеспечен материально, а деятельным я возьмусь его сделать.

    Огарев! Для полного поэтического развития тебе остается влюбиться, это необходимо.

    Лахтин сегодня со мною был у Сазонова.

    Савич тебе кланяется, Вадим сам, кажется, пишет.

    Твой Alter Ego

    Алекс. Герцен.

    Рецепт твой для чтения мне несистематичен, и потому дозвольте не совсем ему следовать.

    (Москва. Июля 19.)

    Его благородию милостивому государю Николаю Платоновичу Огареву. Саранского уезда, в селе Старое Акшино. В Саранск.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЦГИАМ). МБ, 1906, № 1, стр. 59 — 60. Письмо это, изъятое у Огарева при его аресте, находилось в следственной комиссии и фигурировало при обвинении Герцена (см. стр. 422 наст. тома).

    «я тебе писал это года два тому назад и писал», «что мир ждет обновления ~ создать новое», «время, надобно другие ~ увлекает всегда», «Есть еще ~ за февраль 1832», «Я теперь крепко занимаюсь политическими науками», «Ты, Вадим и я — мы составляем одно целое», «(ты понимаешь ~ всю жизнь», «Лахтин», «у Сазонова».

    Год определяется на основании письма Огарева, на которое отвечает Герцен, и ответного письма Огарева.

    Ответ на письмо Огарева от 10 июля 1833 г. II, стр. 262 — 263).

    Ты прав, saint-simonisme имеет право нас занять. — Огарев в своем письме рекомендовал Герцену читать сочинения Сен-Симона. О влиянии на него и Огарева сен-симонистских идей Герцен упоминает в «Былом и думах» (см. VIII, 162).

    ... я тебе писал это года два тому назад... — Упоминаемое письмо не сохранилось.

    ...«Systheme d'association» par Fourier. Ее ты прочтешь в «Revue Encyclopédique» за февраль 1832. — Герцен имеет в виду статью Абеля Трансона «Doctrine d'association de M. Charles Fourier» («Учение об ассоциации г. Шарля Фурье»), напечатанную в февральской и майско-июньской книжках парижского журнала «Revue Encyclopédique» и представляющую собой критическое изложение социально-утопической системы Фурье.

    ... Montesq<uieu>... — Имеется в виду трактат Шарля Луи Монтескье «De l'esprit des lois» («О духе законов», 1784).

    призвание (лат. vocatio).

    ...я, Герцен, влюблен по уши. — Герцен был влюблен в это время в Л. В. Пассек («Гаэтану»). См. письма 10, 17, 19, 45, 47 и главу XX части третьей «Былого и дум» (VIII, 331 — 332), а также ЛН, т. 63, стр. 39 — 42.

    …ты  — Отклик на следующие строки из письма Огарева: «Я читаю Шеллинга „Transcendentaler Idealismus”. Превосходно. Не знаю почему, но я его вдруг начал легче понимать, для удостоверения готов писать на него комментарии. Вот поэт-философ! Нет, брат, не угодно ли вашим Кузеням руки по швам, да вытянуться — place au grand homme (место великому человеку)».

    Ты, Вадим и я — мы составляем одно целое... — Ср. в «Былом и думах»: «Вадим, по наследству, ненавидел от всей души самовластье и крепко прижал нас к своей груди, как только встретился. Мы сблизились очень скоро...» (VIII, 136 — 137). Об отношении Герцена к В. В. Пассеку впоследствии см. далее, в комментариях к письмам 45 и 78.

    Рецепт твой для чтения... — «Философию истории» Лерминье, «Идеи к философии истории человечества» Гердера, «Римскую историю» Мишле, «Историю крестовых походов» Ж. -Ф. Мишо, «касающееся до новой истории — всё» и сочинения Сен-Симона.

    Ответ Огарева от 29 — 30 июля 1833 v. — Огарев, II, стр. 264 — 266,

    Ред.

    Раздел сайта: