• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Похвисневу М. Н., 6 апреля 1840 г.

    68. М. Н. ПОХВИСНЕВУ

    Апреля 6-го 1840. Москва.

    Благодарю вас, любезнейший Михаил Николаевич, за письмо. Давно ли наша владимирская жизнь была настоящим, а теперь кажется чем-то далеким; rastlos vorwärts[69] – закон жизни, хорошее и худое – все входит как момент для составления настоящего, оно одно поглощает все былое… еще день-два, и это непреложное живое, в котором вы действовали, изменилось, а вы «переменили шкуру» и пошли дальше. Однако в этом прошедшем не все стирается: ежедневность, полуумная, не просветленная духом и высокими интересами, испаряется, а встречи симпатические, минуты пылких страстей, коллизии остаются в памяти не токмо живы – но лучше живости, одухотворенными. – Так для меня в воспоминаниях о Владимире образы довольно светлые разливают теплоту и любовь на отшельническую жизнь мою по ту и другую сторону Лыбеди – тихая жизнь, семейная, материально узенькая и обширная по внутреннему смыслу.

    Ваше письмо напомнило и ту и другую сторону владимирской жизни – встречу с вами и вашим семейством, это по I департам<енту>. Пожар гимназии ‒ по 2-му. И вдруг мне представился дым, и в дыму единственный глаз Соханского, и фигура Небабы, спасающая барометр, с обгорелыми бородавками, с разинутым ртом. А потом шум в городе, история о Немешаеве сменилась историей о бешеных собаках, бешеные собаки смирились перед пожаром Минервиной станции. – Ну что бы мне пожить дни два еще, чтоб все это и посмотреть и послушать. Но –

    В Москву.

    Да, деятельности лит<ературной> довольно, а я почти согласен, что толку выйдет мало. Был я у Чаадаева, ‒ конечно, индивидуальность этого человека – à plus d’un sens[70] очень любопытна; люди, толпящиеся около, большею частию совершенно недобросовестны и в главе их Хомяков, человек эффектов, совершенно холодный для истины, он напр<имер> говорит, что во всей Европе нет лучше здания, как Успенский собор, ‒ я готов держать пари, что он не думает этого.

    Из молодежи гегельской, конечно, № 1 – Бакунин (он едет в чужие края). Теперь тут есть ратификация. Что не было против Белинск<ого>, то я подбил против него, а статья в 3 № «О воспитании» была оплеуха für sich und an sich[71]; потом Катков и Cnie также стали впадать в формализм. Бакунин пошел иным шагом и им дойдет до возможного примирения. – Разумеется, я потому не упомянул Редкина и Грановского, что считаю их не молодежью. Недавно Грановский и Хомяков читали на одну тему статьи, один их основания гегельства, другой из основания – безосновательности с пышными фразами etc.

    Слышал я Серве и Vieuxtemps, Серве с усами, а Vieuxtemps без усов – разумеется, все это гаерство, унижение искусства, фокусы смычковые – difficultés vaincues, paganisme[72].

    Слышал «Die Allmacht Gottes» (Schubert), положенное на целый оркестр, пела Кестелотти etc. – ну это искусство, в самом деле потрясающее душу, увлекающее. Еще играет здесь на скрыпке Melle Ottavo, и я ей кричу, что есть силы, brava, bravissima – но это клакерство с моей стороны, т. е. я этим хочу сказать bella, bellissima — мне очень нравятся ее губки и глазки, а скрыпку могла бы и бросить.

    A Casta Diva, как поет Mellе Курута, все-таки лучшее, что я слышал из пенья в последние годы. Сарнецкому дружеское рукожатье.

    mutantur[73].

    Отошлите Ломичу письмо.

    А. Герцен.

    Примечания

    Печатается по автографу (ПД«Звенья», кн. II, 1933, стр. 363—364.

    После слов «дойдет до» (стр. 77, строка 30) зачеркнуто: «истины».

    Письмо М. Н. Похвиснева, на которое отвечает А. И. Герцен, неизвестно.

    Давно ли наша владимирская жизнь ∞ далеким— Герцен уехал из Владимира 23 или 24 марта 1840 года.

    ...... — В 1838 — начале 1839 года Герцены жили на Большой улице, у Золотых ворот, в доме Адоева; 15 апреля 1839 года он переехал на другую сторону Лыбеди и поселился у Ивановского моста в доме Опрянинова (бывший кн. Долгоруковой).

    ...перед пожаром Минервиной станции. — Т. е. перед пожаром гимназии.

    ...Бакунин (он едет в чужие края). — Бакунин выехал в Берлин 29 июня 1840 года (см. письмо 76 и комментарий к нему).

    ...статья в 3 № «О воспитании»... — Герцен имеет в виду статью Белинского о «Детских сказках дедушки Иринея» (О3, 1840, № 3).

    Слышал я Серве ∞ Кестелотти ∞ melle ... — Герцен присутствовал, очевидно, на концерте в зале Благородного собрания 4 апреля 1840 года, в котором участвовали: Кесталлот-Кайнц, певица театра della Scala в Милане; бельгийский виолончелист Серве; Оттаво, исполнявшая вариации на темы сочинений Вьетана. В программе концерта значится гимн Шуберта («Московские ведомости» от 3 апреля 1840 г., № 27). Brava, bravissima — буквально: отличная, великолепная (исполнительница); bella, bellissima — прелестная, красавица.

    ...Casta Diva... — Ария из оперы Беллини «Норма».

    ...где некогда хромал Борис Пестель, а теперь раздается Бетховен. — M. Н. Похвиснев занимал квартиру, в которой до него жил Б. И. Пестель, брат декабриста П. И. Пестеля, служивший во Владимире председателем казенной палаты.

    – Ред.

    [70] во многих смыслах (франц.);

    [71] для себя и в себе (нем.);

    – Ред.

    [73] Времена меняются (лат.). — Ред.