• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Кетчеру H. X., 29 - 30 июля 1844 г.

    199. H. X. КЕТЧЕРУ

    29—30 июля 1844 г. Покровское.

    29 июля. С. Покровское.

    Вероятно, ты получил записочку, которую я писал к тебе с Зонненбергом, с тех пор и до сего дня все у нас тихо и здорово — даже с важными прогрессами: не токмо Сашка, но и Наташа купаются. — Николенька растет, цветет, сосет и молодец.

    Но что это за ужасное лето? Дожди льют, холод, бури, ветер. Для такого лета лучше было бы жить на даче (т. е. только в отношении к дороге, которая ужасно грязна, так что наверное надобно целый день, чтоб притащиться в Москву в карете). Пишут в нем<ецких> журналах о каком-то пятне на солнце — признаюсь, ежели такой климат консолидируется, в ту же пору хоть в Крым или Малороссию переселиться. Я полагаю, что и у вас не то чтобы Италия?

    Вероятно, если еще не приехали, то на днях явятся Николай Платонович и Михайлович. — Поздравляю их с приездом и жду сюда, — впрочем, к 1 сент<ября> я в Москве. Скажи им, что если они поедут сюда (что уже обещано), то чтоб взяли с собою Евгения Федор<овича>, к которому непременно съездили бы. — Ну, важная новость: просьба о журнале пошла и в Питере, вероятно, скоро решится.

    30-е.

    Скажи Краевскому, что я ему пришлю письмо «Вёдрина о „Москвитянине"» к половине августа.

    И прощай.

    Рукой Н. А. Герцен:

    что больше вижу улиток... и живется так скоро, скоро, будто по железной дороге, это-то ясно: в хорошую погоду мы гуляем, отдыхаем, пьем, едим как и сколько кому захочется, даже по два раза в день купались, и Саша с нами, прежде это сопровождалось горькими слезами, потом большим криком и, наконец, маленьким вскрикиванием. Тезка твой здоров и мил до крайности, о себе уж я не говорю. Раз Лиза расстроила было нашу спокойную жизнь, достала лихорадку, но после трех пароксизмов она прекратилась; глаз, по сказанию ее, не поправляется нисколько. Грановского ждем к 15-му, он в нежных отношениях с отцом, но существенной пользы от этого еще не видно.

    Рукой Саши Герцена:

    Шушу.

    Рукой Н. А. Герцен:

    От всех познаний чистописания у Саши осталось только, зато в физическом развитии большие успехи, в этом свидетельствую я, ну словом все хорошо, недоставало грибов и тебя, появились и грибы, не появишься ли и ты?.. Право, я так привыкла тогда к твоим попечениям и брани, к громким и беспрерывным спорам с Александром, к тому, чтоб ждать тебя целый час к обеду и увидеть, наконец, вместо тебя серое облако, приближающееся из-за леса, серое, сырое и рокочущее, наполненное рыжиками, волнушками и сыроежками... Теперь чего-то недостает в Покровской жизни. Кланяйся заморским друзьям, если они в Питере, ждут, дескать, вас там неучи, в глуши, дикари, поезжайте скорей дивить их рассказами о всех чудесах, виденных на белом свете.

    Отдай, пожалуйста, Петруше записочку и скажи, чтоб и он написал нам, что поделывает.

    Доволен ли ты теперь моим поведением, Кетчер? Послушалась тебя и живу в Покровском, где, наверное, прослыву в народе лешим или домовым, потому что, приехавши сюда, обрила голову и, как тебе известно, с некоторых пор держу только полтора глаза. Гранкины дела идут, кажется, хорошо. Отец к нему очень нежен и даже переводит все орловское имение на наше имя. Это будет для него так же выгодно, как и для нас, но мне что-то не верится в подобное великодушие. Прощай же; напиши мне хоть одобрительный лист за послушание и хорошее поведение.

    А глаз у Елиз<аветы> Богд<ановны> плох, как-то тускл и слаб.

    30.

    А Сатин-то лежит в Берлине, — пишет Мюльгаузен.

    Мы все здоровы. — Я занимаюсь много. Едят все страшно. Лиз<авета> Богд<ановна>, право, в день употребляет 20 фун. с золотником меду. А Наташа гряду лука.

    <авета> Богд<ановна> в зонтике и с длинной фигурой мне очень напоминает Барклая де Толли — которого я никогда не видал.

    _____

    Пиши же о себе что-нибудь, пока мы еще здесь, успеешь, адресуй просто на мое имя в Москву — перешлют.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано, по копии: Л —413; приписки Н. А. Герцен, Саши Герцена и Е. Б. Грановской ‒ ГНM, 102—103.

    Год определяется содержанием письма, непосредственно примыкающего к письму от 27 июля к Е. Ф. Коршу (шутливое сравнение Е. В. Грановской с Барклаем де Толли, остроты по поводу ее аппетита и пр.).

    Вероятно, ты получил записочку, которую я писал к тебе с Зонненбергом... — Речь идет о письме Герценов к Кетчеру от 6 июля 1844 г. (письмо 194).

    .... — Герцен основывался на письме Н. П. Огарева, H. М. Сатина и И. П. Галахова из Берлина от 30 мая (11 июня) 1844 г., в котором H. М. Сатин писал, что они возвратятся к 26 августа (РМ, 1890, № 9, стр. 13).

    ...просьба о журнале пошла... — См. письма 188, 191, 193, 194 и комментарии к ним.

    «Вёдрина о „Москвитянине"».... — Это намерение не было осуществлено Герценом.

    Раздел сайта: