• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Грановскому Т. Н., 25 ноября 1844 г.

    210. Т. Н. ГРАНОВСКОМУ

    25 ноября 1844 г. Москва.

    Где бы нам увидеться, почтенный сэр! Приезжай обедать или вечерком, да и Коршу бы дать знать. — Я не удивляюсь, что третьего дня я попринарезался: это лежало в натуре вина, в натуре моей и в натуре праздника, а что я вам врал трагикомический вздор, это пошло, и глупо, и неуместно, я в самом деле делаюсь похож на Шевырку. И с какой стати? Да и перебирая в памяти, мне сдается, что я нес ужасную ахинею — такой стих нашел. Жаль, что не было еще ссоры и примирения в пандан сцены с Кетчером. Да хороши и вы — приняли все это за дело.

    Вчера я, между прочим, очень долго и очень душевно говорил с Петром Васильевичем — чудный человек, ей-богу, такого врага больше хочется обнять от всей души, нежели с ним быть в оппозиции. Очень жаль, что мой разговор с Шевыр. насчет Давыдова им передан искаженно — будто я ему сказал: «В вашей партии много мерзавцев и подлецов». Я не Бодянский и таким языком не говорю, ответ мой был колок, потому что его обращение ко мне было дерзко, — но форма не свиная, не бодянская.

    «Вы знаете сами, в каждой партии найдутся и мерзкие люди — что ж из этого?» — и потом о «Маяке». Я пишу тебе об этом для того, что, буде речь дойдет, ты сказал бы это. ‒ Без увеличений нельзя, Голохв<астов> сказывал, что его спрашивали, правда ли, что ты сказал Бодя<нскому>: «На такие выражения я буду вам отвечать в передней».

    Если приедешь, то, разумеется, с невидимой Елизаветой Богдановной.

    Мне ужасно досадно, что я врал такой вздор в четверг. Omni casu[200] вы, мои защитники милые, не можете в этом оправдать меня.

    Прощай.

    Податель сего отправится от тебя к Коршу.

    Тимофею Николаевичу Грановскому.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: Л

    и дневниковые записи от 9 ноября и 4 декабря 1844 г. — II, 388—389, 391); тогда же много говорилось в кружке Герцена о журнале «Маяк», в связи с напечатанной в сентябрьской книжке программной статьей «Отчет „Маяка" за пять лет» (II, 386). Дата «25 ноября» устанавливается по упоминанию о «празднике», который был «третьего дня», «в четверг»: 23 ноября — день именин Герцена, который в 1844 г. приходился на четверг. Подтверждается это и словами «вчера... говорил с Петром Васильевичем <Киреевским>»; 24 ноября 1844 г. была пятница — приемный день у Свербеевых, где обычно встречались «западники» и славянофилы (см. IX, 156). Встреча с Киреевским именно 24 ноября тем более вероятна, что это был день именин Екатерины Алексеевны Свербеевой.

    Жаль, что не было еще ссоры и примирения в пандан сцены с Кетчером. — О постоянных ссорах Н. X. Кетчера с друзьями, неизменно кончавшихся примирением, Герцен вспоминает в «Былом и думах» (IX, 229— 231).

    Вчера я, между прочим, очень долго и очень душевно говорил с Петром Васильевичем— Ср. отзывы о Киреевском в дневниковых записях от 17 декабря 1844 г. и в письме к Ю. Ф. Самарину от 27 февраля 1845 г.

    Очень жаль, что мой разговор с Шевыр. насчет Давыдова... — О каком именно разговоре идет речь, неизвестно. Очевидно, поводом к нему послужили интриги профессоров Московского университета О. М. Бодянского, И. И. Давыдова и С. П. Шевырева с целью помешать Грановскому защитить диссертацию. Об этом см. письмо Грановского Н. X. Кетчеру от 1—2 января 1845 г. (Грановский,

    Ред.

    Раздел сайта: