• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Краевскому А. А., 24 декабря 1844 г.

    217. А. А. КРАЕВСКОМУ

    24 декабря 1844. Москва.

    Во-первых, почтеннейший Андрей Александрович, прошу вас заметить, что я избрал самый скромный день в году, чтоб напомнить вам о себе, т. е. сочельник — день, в который немцы делают елку, а мы, кроме елки, ничего не едим. Итак, мой эпиграф да будет:

    Герцен А. И. - Краевскому А. А., 24 декабря 1844 г.

    Пишу же я именно в сей день, приготовившись постом и молитвой, о деле довольно важном, и omni casu прошу вас поспешить с ответом.

    «От<ечественных> зап<исках>»Грановского, Корша, Редкина и моей ничтожности? Так что мы почти бы могли завладеть отделом наук. Тогда «От<ечественные> зап<иски>» могут вполне сделаться органом не токмо петербургского литературно-ученого направления, но и московского. У нас много читается, за многим следится; наконец, надобно для того посылать статьи наши постоянно к вам, чтоб сколько-нибудь держать в пределах славянобесие, чтоб поднимать иногда голос против клеветы на науку, на Европу etc., etc. Мы предполагали журнал, он не состоялся, как говорят, по причинам, не зависящим от издателя, и мы охотно делимся с вами тем, что заготовили. Полагаю, что наверное доставим вам от 25 до 30 листов в год оригинальных статей и, если желаете, листов 25 переводов. При этом, Андрей Александрович, не следует церемониться и насчет материальных условий: все вперед положительно и начистоту: с оригинальных статей вы плотите нам с вашего листа (вроде банановых или допотопных папоротников) — 50 руб. сереб<ром>, за перевод 50 асс<игнациями> до 75, смотря по содержанию. Это conditio sine qua non[206]. Если у вас материалов так много и сотрудников так избыточно, что вам покажется удобнейшим уменьшить цену, то мы дешевле не можем оценить нашего труда, тем более что, готовясь к журналу, накупили книг, журналов и забрали у Депре в счет около ящика шампанского, у Кистера — гаванских сигар etc., etc. — все это надобно покрыть. Однако вы все же скажите откровенно — мы тотчас, в случае отказа, издадим альманах, который, само собою разумеется, не пойдет, но мы охотнее подвергнемся этой неудаче. — 30 листов 4500 — дело небольшое.

    Прибавление в случае согласия.

    1-я статья от меня будет, пожалуй, к мартовской книжке — «Наука и природа». Этой статьи 2-я часть — к апрелю, третья — к маю. Потом «Гегелева биография Розенкранца — разбор etc.» и 3-я — «Письма из провинции» — о каждом № «Москвитянина».

    Грановский пишет о национальности германских народов и о романтизме XIX века. — Тоже вроде подарка славянобесым.

    Корш собирается писать об Испании и Ирландии, Редкин — какую-то юридическую статью. Сверх того, я могу достать вам прекрасные статьи, анонимные, по ученой части.

    <едении>; так как это сопряжено же с издержками, то прошу просто вычесть. II-й. Ça va sans dire[208], что вы пришлете нам «От<ечественные> зап<иски>». Я с 8 янв<аря> неотступно буду требовать у Базунова.

    Адрес мой тот же: в Старой Конюшенной, приход св. Власия, в доме Яковлева.

    Пожалуйста, поскорее отвечайте, иначе статьи опоздают.

    У нас более новостей нет. Опера идет хорошо. 1-ый soprano, Ст<епан> Пет<рович> Шевырев, два раза в неделю поет в университете solo — без соли, впрочем.

    Душевно преданный, в ожидании быть статейно преданным

    Примечания

    ГПБ). Впервые опубликовано в «Отчете имп. Публичной библиотеки за 1890 г.», СПб., 1893, стр. 45—46.

    Желаете ли вы на будущий год— В декабре 1844 г. Грановский получил окончательный, отказ в просьбе на издание задуманного им и Герценом журнала (см. письма 188, 191, 192, 194 и комментарии к ним). К этому времени расхождения между «западниками» и славянофилами особенно обострились. Приступая к изданию «Москвитянина», новый его редактор И. В. Киреевский писал М. П. Погодину: «Мы только тем и можем задавить Петербургских, что будем пользоваться только теми журналами, которыми они не пользуются. А если Петербургских, то лучше и не издавать» (Н. П. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина, т. VIII, стр. 3). Потребность иметь собственный орган заставила Герцена обратиться к Краевскому. Выбор этого журнала определялся участием в нем Белинского, который позднее вспоминал: «На „Отечественные записки" мои московские друзья смотрели более как на мой, нежели как на Кр<аевско>го журнал» (, XII, 412).

    «западников» в «Отечественных записках» осуществились лишь отчасти: в 1845—1846 гг. систематически участвовал в них только Герцен, опубликовавший здесь за это время «Письма об изучении природы» (1845, №№ 4, 7, 8, 11, и 1846, №№ 3 и 4), «Кто виноват?» (1845, № 12, и 1846, № 4), «Письмо первое о „Москвитянине" 1845 года» (1845, № 2) и статью „Москвитянин" и вселенная» (1845, № 3). Остальные лица, названные в письме, в эти годы в «Отечественных записках» участия не принимали: Редкин был занят изданием «Библиотеки для воспитания»; не было также времени для журнальной работы ни у Грановского, ни у Корша (см. об этом письма 227, 232 и 237).

    ...с оригинальных статей ∞ вы плотите нам... — Лист «Отечественных записок» (16 страниц) включал большее количество печатных знаков, чем обычный журнальный лист, что было невыгодно для сотрудников. К вопросу о гонораре Герцен возвратился в следующем письме к Краевскому (от 19 января 1845 г.).

    ∞ о каждом № «Москвитянина». — Предлагая Краевскому материал, заготовленный для предполагавшегося журнала, Герцен имел в виду главным образом свой цикл «Письма об изучении природы», над которым начал работать летом 1844 г. К декабрю были вчерне готовы четыре первые статьи этого цикла. От мысли написать разбор книги Розенкранца «Жизнь Гегеля» Герцен вскоре отказался (см. письмо 222 и комментарий к нему). Из задуманных им ежемесячных обзоров «Москвитянина» была осуществлена только одна статья о первой книжке журнала («„Москвитянин" и вселенная» — ОЗ, 1845, № 3) и предшествовавшее ей «Письмо первое о „Москвитянине" 1845 года» (ОЗ, 1845, № 2).

    Грановский пишет ∞ по ученой части— Ни Грановский, ни Корш, ни Редкин обещанных статей не прислали. Чьи анонимные статьи имел в виду Герцен, неизвестно. Возможно, что речь идет о К. Д. Кавелине, который в 1845—1846 гг. поместил в «Отечественных записках» несколько анонимных статей и рецензий. Эти статьи он посылал Краевскому через Герцена (см. письма 232, 241, 251, 252, 255 и 259).

    Опера идет хорошо ∞ без соли, впрочем. — Зимой 1844/45 г. С. П. Шевырев прочел в Московском университете курс публичных лекций под названием «История русской словесности, преимущественно древней». Этот курс был задуман в противовес публичным лекциям Т. Н. Грановского. В памфлете «Ум хорошо, а два лучше» Герцен писал о Шевыреве, употребляя то же сравнение, что и в письме Краевскому: «Он читал в Москве публичные лекции о русской словесности преимущественно того времени, когда ничего не писали, и его лекции были какою-то детскою песнью, петою чистым soprano, напоминающим папские дисканты в Риме» (II, 118). См. также «Былое и думы» (IX, 167—168).

    Ответное письмо Краевского, полученное Герценом в январе (см. письмо 222), не сохранилось.

    Ред.

    [208] Само собою разумеется (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: