• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Герцен А. И. - Кетчеру Н. Х., 2 - 5 марта 1845 г.

    227. Н. Х. КЕТЧЕРУ

    2 марта 1845 г. Москва.

    5 марта 1845.

    Письмо твое с Селивановым получил, ты меня бранишь за молчание, а между тем ты от меня получаешь с блестящей аккуратностью ответы. Я писал еще на днях по почте, видно, ты не получил моего письма.

    — Я in spe. Слушай, вот нами предполагаемые средства для журнала:

    Ог<арев> не 3, а 5000 (вероятно, он даст их)

    Я — 1500

    Гр<ановский> — 1000

    Редкин — 1000

    — 1000 Об этих и говорить нечего; он, кажется на днях кончит свои страдания.

    -----------------

    9500

    Да посильно хотел участвовать Головачев, да еще 700 Галахова. И еще человека два; итак, 10 000. — На издание журнала по нашему счету было необходимо в год 25 000, в Петерб<урге> этого мало, надобно от 30 до 35 т. — Далее, мы предполагали не покупать журнала, здесь новые траты и значительные. Конец с концом, на это предприятие нужно иметь 25 т. сейчас, да 25 т. на всякий случай. Где они? Мне бы очень хотелось, если б можно было, иметь, например, «Библ<иотеку> для чтения», потому что она имеет еще ход и репутацию, ну а с каким-нибудь «Сыном от<ечества>» что вы сделаете? — На первый случай скажите: что за дело — Кр<аевский> бел или сер? Он — средство печататься, его журнал получил вес, в ходу, имеет протекцию и всё. Виссарион имеет прекрасный талант, но что же он за редактор? Я одного редактора и знаю — это Корш (или ты сам), с его многосторонностию, ловкостью, полиглотностью и, наконец, умеренностью и Selbstbeherrschung[230]. Потом откуда материалы? Я буду работать — и это говорю не шутя, другие все заняты; Грановский имеет очень мало времени, Корш в беличьем колесе и в перемежающейся лихорадке «Московских ведом<остей>».

    Упрек твой; насчет денег не обиден мне, а досаден. Ты знаешь мою жизнь от доски до доски, что я — бросаю деньги? Иногда бутылка шампанского да книги. Что, разве я из удовольствия или из любви к скверным квартирам живу в этой лачуге? Я занял у Тучкова Огар<еву> денег 5000; из них 1000 у Корша, около 1000 у Гр<ановского> и других; да ведь занимал же для чего-нибудь, а именно — у меня должны быть налицо для портрета Гр<ановского> 1200 р. и для Петруши 500. Сверх этих денег, я имею в год 8000 от Дм<итрия> Павл<овича> и 1000 из Восп<итательного> дома. Вот тебе полный кадастр и баланс моего состояния — но если пойдет дело, я, пожалуй, займу денег, — лишь бы они не лопнули, обдумай хорошенько. Сенковский, я полагаю, продаст «Библ<иотеку> для чт<ения>», но заломит цену страшную. Наконец, не продаст ли Кр<аевский> «От<ечественные> зап<иски>»? — например, предложить ему не разом выплатить сумму, а в сроки, в 5 лет, ex<empli> gratia[231]. Смешное дело, что я состою в подозрении богатства, а денег не имею — да знаешь ли, что и будущее не то, чтоб без дурных шансов. Дер Гер в ссоре, и очень серьезной, с Дм<иттрием> Пав<ловичем>, — а он один homme comme il faut[232] из всего антуража. Ну, вот тебе мой ответ. Завтра увижусь с Гр<ановским> и Корш<ем> и заставлю их вотировать.

    Обвинение в занятиях естественными науками нелепо, Signore! Занимаюсь я физиологией — or donc[233] в наше время нет философии без физиологии, с тех пор как пропало Jenseits[234], надобно базу Diesseits[235], — да ты скажешь, что и философию к черту, а я скажу: 1-е, что только на этом поле и можно писать у нас, 2-е, что только эти статьи мне и удаются, 3-е, что я имею теперь доказательства, что мои прошлые статьи прошли не бесследно. Нас к естественным наукам привела логика; да, впрочем, это вовсе не значит, что я оставил все humaniora и inhumanissima, — я читаю, пишу (и, признаюсь, недоволен собою смертельно; но об этом после потолкуем). А в доказательство, что я читаю и кроме анатомии Бёка, и кроме физиологии Бурдаха, сообщу тебе во внимание книгу «De la création de l'ordre dans l'humanité» p<ar> Proudhon. Его брошюра «De la propriété» — вещь великая, но в этой книге полная теория, его наука, метод etc., как у всех французов, часто фразистые сюперфлю, зато уж не лишнее — объеденье. Достань-ка, да и засядьте с Виссарионом поштудировать. Да если не читали и «De la propriété» — почитайте.

    <илов> свистками, т. е. шиканьем. Не хочется повторять: прочти в его письме, да лучше письма расскажет тебе Калайдович, который самолично все это видел. Он вообще может рассказать, как здесь идет наша война с славяноблудниками. Ну, что, распочтенный мой, славянофил я или нет? Имя мое приводит их в бешенство. На дне всех их мерзостей — прекрасный Хомяков: Ив<ан> Киреевский слаб характером, Аксаков все так же благороден, но одностороннее тебя, у него ум косой, да второй глаз крив. Петр Васильевич, при всем фанатизме своем, лучший из всех них, à mi-vote <?>[236] — с ним одним и больше ни с кем я остался в хороших отношениях. Гр<ановского> дис<сертация> замяла их в грязь, что после было, возмутило всех порядочных людей.

    От Ог<арева> длинное и прекрасное письмо.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано, по копии: Л «3 марта 1845 г.» (без аргументации).

    «5 марта 1845» поставлена рукой Герцена, однако содержание письма говорит о том, что это дата отправки, а написано оно раньше письма, относимого по содержанию к 2—5 марта (№ 229).

    В письме от 2—5 марта говорится о смерти Крюкова (утром 4 марта), а в комментируемом письме Герцен сообщает, что он «на днях кончит свои страдания». Слова «От Ог<арева> длинное и прекрасное письмо» имеют в виду письмо Огарева от 2—10 февраля, которое Герцен получил 2 марта; «Большое письмо из Берлина...» — делает он запись в дневнике 2 марта 1845 г. (II, 409). Этим же числом датируется и комментируемое письмо.

    Можно предположить, что оно было написано одновременно с письмом 2—5 марта, начатым Натальей Александровной и к которому Герцен 3—5 марта добавил свои записи (оба они начинают с того, что отвечают на упреки Кетчера в чрезмерных тратах). Когда оба письма были закончены, Герцен проставил на первом письме дату отправки обоих писем, а именно: «5 марта». Совпадение сгиба на бумаге обоих писем подтверждает возможность одновременной их отсылки.

    РМ 9, стр. 10—11).

    Я писал еще на днях по почте... — Это письмо неизвестно.

    ∞ умеренностью и Selbstbeherrschung. — Герцен отвечает на упреки Кетчера в том, что он и его московские друзья, обладая избытком средств, не хотят предоставить денег на издание журнала. Неудача попытки получить разрешение на журнал в Москве (см. письмо 188 и комментарий к нему) казалась в глазах Кетчера недостаточной причиной для отказа от планов иметь собственный орган: «Вы хлопотали о журнале в Москве — хлопоты не удались; но они могут удаться в Петербурге. Можно купить который-нибудь из здешних журналов, а купить и иметь журнал необходимо. Надобно сшибить <...> Краевского, необходима война, и война беспощадная с юродивыми честно-подлыми славянами. Редактором должен быть Виссарион; ему нужно прямое получение тех же шести тысяч, которые он получал у Краевского; все прочие могут работать в чаянии будущих благ <...> и потому напиши, какие средства думали вы иметь на издание в Москве...» (РМ 9, стр. 10). Отвечая Кетчеру, Герцен перечислил средства, которые он и его друзья предполагали вложить в издание своего журнала.

    ...живу в этой лачуге? — Герцен жил в это время в доме на Сивцевом Вражке (ныне № 27), рядом с домом, в котором жил его отец.

    ...у меня должны быть налицо для портрета Гр<ановского> 1200 р. — Мысль заказать портрет Грановского возникла у его московских друзей еще в 1844 г. (см. письмо 187). Портрет был заказан художнику С. Д. Захарову (см. письмо 246).

    ...— Герцен оказывал постоянную денежную помощь П. А. Захарьину, учившемуся в то время в Петербургской академии художеств.

    Дер Гер в ссоре, и очень серьезной, с Дм<итрием> Пав<ловичем>... — О ссоре И. А. Яковлева с Д. П. Голохвастовым см. «Былое и думы» (IX, 177—184).

    Обвинение в занятиях естественными науками нелепо— Кетчер писал Герцену: «Как Николай <Огарев>, так и ты с ума сошли углублением в естественные науки, когда так животрепещуще теперь изучение наук социальных, политической экономии и истории с тех же точек...» (РМ, 1892, № 9, стр. 11).

    .... — Речь идет о цикле статей «Дилетантизм в науке» (ОЗ 1, 3, 5, 12). 13 января 1845 г. Герцен писал в дневнике: «Иван Васильевич Павлов рассказывал, как были приняты студентами мои статьи в „Отечественных записках", — признаюсь, мне было очень весело слышать, большей награды за труд не может быть. Юноши тотчас оценили, в чем дело, и гурьбою ходили в кондитерские читать» (II, 404).

    ...... — Наибольшей популярностью пользовались книги немецкого анатома Карла Эрнста Бока «Handbuch der Anatomie des Menschen» (1838) и «Anatomie Taschenbuch» (1839).

    ...физиологии Бурдаха— Имеется в виду шеститомное сочинение Карла Бурдаха: «Die Physiologie als Erfahrungswissenschaft», Leipzig, 1835—1840.

    ...сообщу тебе во внимание ∞ почитайте— Книгу П. Прудона «De la création de l'ordre dans l'humanité» («О создании порядка в человечестве, или Принципы политической организации») Герцен читал в конце февраля 1845 г. (II, 408). Далее Герцен имеет в виду известную работу Прудона «Qu'est ce que la propriété?» («Что такое собственность? Изыскание о принципе права и государства». 1840).

    Я писал к Виссариону все подробности ∞ с славяноблудниками— Это письмо неизвестно. О защите диссертации Грановского см. письмо 226 и комментарий к нему.

    Ну что, распочтенный мой, славянофил я или нет? — Об упреках в склонности к славянофильству, которые делали Герцену Кетчер и Белинский, см. письмо 188 и комментарий к нему.

    <арева> длинное и прекрасное письмо— Имеется в виду письмо от 2—10 февраля 1845 г. (РМ, 1891, № 7, стр. 26—36)

    [230] самообладанием (нем.). ‒ Ред.

    [231] например (лат.);

    [233] потому что (франц.);

    [234] потустороннее (нем.);

    Ред.