• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Полевому Н. А., 2 сентября 1836 г.

    73. Н. А. ПОЛЕВОМУ

    2 сентября 1836 г. Вятка.

    Милостивый государь,

    Николай Алексеевич!

    Я чрезвычайно удивился, увидев моего «Гофмана» в «Телескопе»; сначала я предполагал, что вы его поместили, ибо после отбытия моего из мира сего многое переменилось; но небрежность, с которою он напечатан, убедила меня в противном, и я просил брата объяснить вам, как это случилось. Из его письма вижу, что вы не верите моему объяснению и говорили, будто я сам прислал статью в редакцию «Телескопа». Это огорчило меня. Горько видеть, когда человек, которого от души уважаешь, имеет о нас дурное мнение, тем более когда на такое мнение нет никакого повода. Вот причина этого письма, я желал сам повторить вам, милостивый государь, что статья эта напечатана не токмо без моего дозволения, но даже без моего ведома. Получили ли вы длинное послание от меня в начале весны? Вы собирались в Петербург?.. Множество вопросов еще в запасе, но не смею беспокоить вас; впрочем, вы имеете средство мне сделать душевное удовольствие, — написавши несколько строк. К моей статье о Вятке я прибавил Казань и Пермь, — но, проученный теперь, в Москву до окончания остракизма присылать не буду, чтоб не лишиться (по милости услужливых людей) последней доверенности от вас, которую желал бы сохранить всегда.

    Ваш покорнейший слуга

    Александр Герцен.

    Вятка.

    2 сентября 1836 года.

    P. S. Ежели Ксенофонт Алексеевич не совсем забыл меня, то потрудитесь ему сказать, что я совсем не забыл все его ласки etc.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: «Научное слово», 1903, № 4, стр. 149.

    ... увидев моего «Гофмана» в «Телескопе»... — См. письмо 70 и комментарий к нему.

    ... сначала я предполагал, что вы его поместили... — Герцен послал Полевому рукопись «Гофмана» в декабре 1835 г. 25 февраля Полевой известил его о том, что рукопись получена, и советовал статью «поисправить в слоге, весьма небрежном», а также исключить некоторые выражения, опасные в цензурном отношении. «Если вы доверите мне, — писал Полевой, — я охотно приму на себя обязанность продержать над статьею вашею политическо-литературную корректуру и потом отдать ее в какой угодно журнал. Без вашего позволения приступить ни к чему не смею и, право, не советую без поправок посылать к другому» (XI, 516).

    ... статья эта напечатана не токмо без моего дозволения, но даже без моего ведома. — Публикуя цитированное выше письмо Полового, Герцен писал в примечании: «Статья, о которой идет речь, была Напечатана в одной из последних книжек „Телескопа” и поссорила меня с Полевым. К<етчер>, не зная вовсе, что я дал ее Полевому, напечатал ее в „Телескопе” и, считая неосторожным оставить под нею мою фамилию, поставил Искандер, подпись, которую я шутя употребил в одной статье, назначенной не для печати <...> Полевой рассердился на меня и, не узнав дела, написал мне записочку, в которой говорил, что серьезные » (XI, 517).

    Получили ли вы длинное послание от меня в начале весны? — Это письмо Герцена неизвестно.

    Вы собирались в Петербург?.. — Еще в письме от 25 февраля 1836 г. Полевой сообщал Герцену: «Москва так надоела мне, что может быть, и решусь совершенно оставить ее; по крайней мере, нынешнее лето, с июня месяца, я проживу в Петербурге. Если уж надобно, неволя велит продолжать мне мою деятельность, то надобно продолжать ее в Петербурге...» (XI, 516). Полевой переехал в Петербург в октябре 1837 г.

     — Статья о Вятке остается неизвестной, так же, как прибавление к ней — о Перми. Статью о Казани (вероятно, сильно урезанную при печатании ее в 1840 г.) под названием «Письмо из провинции» см. в т. I, стр. 131 — 133.

    Ответ Н. А. Полевого неизвестен.

    Раздел сайта: