• Приглашаем посетить наш сайт
    Клюев (klyuev.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Захарьиной Н. А., 30 ноября - 2 декабря 1836 г.

    85. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ

    30 ноября — 2 декабря 1836 г. Вятка.

    30 ноября.

    — старинная зала, едва освещенная, мертвая тишина и бой часов, особенный, монотонный — и что же вспомнилось мне со всею подробностью? — дом княжны Анны Борисовны всем своим отжившим характером, с мертвою стоячестью, с вылинявшим штофом на стенах, — и середь этого надгробного памятника ты, ребенок в трауре, как тебя привезли; ты — чужая, удивленная, что попалась в этот круг, дитя — но уже несчастная. Сладко было мечтать; с тех пор я несколько дней все думаю о ребячестве твоем, я воскресил все подробности, восстановил все частности. Я не мог бы вспомнить всего одною памятью, магнетизм любви открыл все прошедшее. Ты писала как-то о первой встрече со мною у княгини; я вспомнил, как я видел тебя у Александра Алексеевича, как ты показывала мне фортунку. — Все, все, слово от слова представляется мне отдельными картинами, и везде ты главное лицо, ты жизнь, ты свет... Много страдала ты, много страдаю я... Утрутся наши слезы, благословим судьбу; ты, может, не была бы моя Наташа, я, может, не был бы достоин тебя — при счастливейших обстоятельствах. — Гонения на меня еще не окончились; недавно мне опять была большая неприятность — об этом, впрочем, ни мам<еньке>, никому не говори — больно, душно — но пусть разом уж все оборвется, а там за черными годинами пусть разом же светлая полоса. Потребность видеть тебя превратилась в болезнь; иногда я в каком-то бессилии горести бросаюсь на диван — и кусаю губы. Но не настала, видно, еще минута, в которую провидение назначило отдать меня тебе — «да мимо идет чаша сия, но как ты хочешь». И при всем этом я счастлив чрезвычайно, безмерно. Твои письма, отрывки из прелестной симфонии любви, достаточны, чтоб поставить меня выше всех ударов судьбы. Можно ли грустить, будучи так любим? — Таков человек: ему все мало, и когда многие отдали бы жизнь за одну строку такую, как каждая в твоих письмах, у меня все-таки не умолкает голос, требующий более письма — твоего взгляда. Взгляд выражает гораздо более письма; взгляд жив, он горит, он светит, он сам берет ответ из другого взгляда. Нет, сколько ни думай, а разлука тяжка, утомительна.

    Прости меня, мой ангел, более писать некогда. Целую, целую и целую тебя, твои ручки.

    Александр.

    Наташе.

    Печатается по автографу Впервые опубликовано: РМ, 1894, № 8, стр. 132 — 133 (открывается припиской к предыдущему письму, датированной 25 ноября). На автографе пометы Герцена «106» и Н. А. Захарьиной: «10 декабря».

     — Речь идет о епископе вятском и слободском — Ниле.

    ... о перестройке собора с Витбергом... — В марте 1835 г. в Вятке начался сбор пожертвований для постройки нового Александровского собора. 27 сентября 1835 г. был принят, по настоянию губернатора Тюфяева, один из стандартных планов, утвержденных еще Александром I. После смещения Тюфяева новый губернатор, Корнилов, обратился к министру внутренних дел за разрешением предоставить «обществу избрать для храма другой, более приличный и величественный план». По-видимому, значительную роль в этом сыграло присутствие в городе Витберга, который согласился безвозмездно составить проект нового храма. Представленный Витбергом эскиз был утвержден 7 октября 1838 г., после чего Витберг приступил к работе над проектом. Торжественная закладка собора состоялась 30 августа 1839 г. (см. В. А. Снегирев. Архитектор A. Л. Витберг. М. — Л., 1939, стр. 83 — 85).

    ... дом княжны Анны Борисовны ~ восстановил все частности. — Ср. аналогичное описание дома А. Б. Мещерской и первой встречи Герцена с Натальей Александровной в «Былом и думах» (VIII, 311 — 314 и 319 — 320).

    Ты писала как-то о первой встрече со мною у княгини... — Герцен имеет в виду письмо от 22 — 25 декабря 1835 г., в котором Наталья Александровна писала: «Много, много в моей памяти дней, часов, мгновений, которых свет не помрачит ни сияние, ни мрак будущих. Даже, поверишь ли ты, тот день, когда я тебя видела в первый раз с папенькой и с Егор<ом> Ив<ановичем> в доме княж<ны> Анны Бор<исовны>, так же ясен и теперь, как тогда. Ты сидел у окна против солнца, и мне больно было смотреть на тебя; я полюбила тебя, но боялась подойти к тебе (страх этот продолжался до 9 <апр>еля 1835 г.) (Изд. Павл.,

     — Герцен, вероятно, имеет в виду преследования со стороны губернатора Тюфяева. См. «Былое и думы» (VIII, 249 — 250).

    ..»да мимо идет чаша сия, но как ты хочешь». — По евангельской легенде, слова Христа во время ожидания казни (от Матфея, 26, 39).

    Ответ Н. А. Захарьиной от 12 — 22 декабря 1836 г. — стр. 195 — 198.