• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Герцен Н. А., 28 или 29 (16 или 17) июня 1851 г.

    113. Н. А. ГЕРЦЕН

    28 или 29 (16 или 17) июня 1851 г. Женева.

    Еще дополнение для полковника. Дядя Саз<онова> прислал ему сенатское и царское решение об нем. Сенат приговорил к ссылке в каторжную работу за ослушание высочай<шего> повеления. Но Госуд<арственный> совет смягчил и государь утвердил… risum teneatis…[156] осудить его, Сазонова, на вечное изгнание из пределов империи. — Вот наказание-то для эмигранта. Дядя ему прислал 6000 фр. — и он едет в Лондон.

    Немец, который видел в Праге Бакунина, говорил, что последнее время его держали прикованным к стене!

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: ГМ, 1913, кн. VII, стр. 196—197.

    Дата письма определяется упоминанием о встрече с Н. П. Сазоновым, с которым Герцен виделся в Женеве 28 июня 1851 г. (см. письмо 111). M. К. Лемке высказывает предположение, что это письмо «по-видимому, составляет продолжение одного из неизвестных писем, которое Герцен мог написать не раньше 28 июня — дня свидания в Женеве с Сазоновым, и не позже 5—6 июля, когда письма не были бы уже получены выехавшею в Турин Н<аталией> А<лександровной>» (Л VI, 685).

    Вероятнее всего, письмо написано в день свидания с Сазоновым или на следующий день: 28 июня Герцен отправил письмо к жене (письмо 111), дополнение к сыну (письмо 112) и, видимо, следом «еще дополнение» — настоящие строки — к В. А. Энгельсону. Бумага письма тождественна той, на которой Герцен писал жене 29 июня 1851 г.

    «участие в революционных происках» во Франции. Получив в январе 1850 г. через русское посольство в Париже приказ о немедленном возвращении на родину, Сазонов уклонился от этого. По «всеподданнейшему» докладу 30 января 1850 г. царь утвердил предложение передать дело Сазонова в суд. 14 декабря 1850 г. правительствующий сенат слушал мнение государственного совета по делу Сазонова и, признав его виновным «в невозвращении из-за границы по вывозу правительства», решил «сего подсудимого, согласно с приговором сената, лишить всех прав состояния, считать изгнанным навсегда из пределов государства». 29 ноября 1850 г. Николай I утвердил это решение (см. архивные материалы по этому делу — Л XIV, 139—145).

    ...Risum teneatis. — Из «Науки поэзии» Горация («Ars poëtica», стих 5: «Spectatum admissi risum teneatis, amici?»).

    ...Бакунина  держали прикованным к стене! — В марте 1851 г. M. А. Бакунин был переведен в Ольмюцские казематы, где содержался прикованным к стене, и был предан австрийскому суду. Слухи о судьбе Бакунина передавала Л. И. Гааг в письме к М. К. Рейхель от 16 марта 1851 г.: «В газетах опять страшное известие о троих повешенных: среди них, вероятно, и бедняжка Бакунин, а судя по тому, как обстоят повсюду дела, этому можно верить. Так страшно за всех» (ЛН

    [156] удержитесь от смеха (лат.). – Ред.