• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Рейхель М. К., 22 (10) декабря 1851 г.

    139. M. К. РЕЙХЕЛЬ

    22 (10) декабря 1851 г. Ницца.

    22 декабря 1851. Ницца.

    Особенного писать нечего, я задержал письмо, думая, что будет от вас, но почты нет и не будет сегодня (т. е. сегодня придет вчерашняя), видно, дороги плохи.

    <оровне> Корш, — ведь, я думаю, вам легче бы переслать их через Шомшильда. А я и без того боюсь, писал я к Ег<ору> Ив<ановичу> открыто. Поэтому как бы не догадались по вашим письмам, о ком речь. Я только жду известья о продаже моих фондов, чтобы писать Ротшильду, доверенность я послал 17 числа; уж попросите благодушно Рейхеля сходить да спросить Шомбурга, получены ли и проданы ли фонды. Тогда я тотчас напишу, чтобы вам выдали деньги — 13 000, а вы три и отправили. Насчет Беляева советую вам написать ему, чтобы пока % прислал. Пожалуйста, вы не церемоньтесь, пишите просто ему.

    Что вы хотите делать с 10 000? Поступите по совету Шомбурга.

    Письмо мое вроде записки министра финансов, я сегодня глуп. Простите. У меня, наконец, в душе одна злоба и Тrotz[171] на смех судьбе, людям — жить и обижать.

    Ваш последний могикан.

    Примечания

    ЦГАЛИ). Опубликовано впервые: ЛН, т. 61, стр. 317—318.

    На копии к фамилии «Шомшильд» сделана заметка, видимо, рукой Н. А. Герцен-дочери: «Шомшильд — Шомбург, служит у Ротшильда. Из 2-х фамилий сделана одна».

    ...в записке маменьки назначены 3000 <оровне> Корш... — М. Ф. Корш сопровождала семью Герценов в их поездке за границу в 1847—1848 гг. и особенно привязалась к их детям, а также к М. К. Рейхель и Л. И. Гааг. Известие о гибели Луизы Ивановны и Коли она получила в конце декабря 1851 г., находясь в Петербурге, от Ю. Б. Мюльгаузен-Шумахер, которой писала 28 декабря в Москву в неопубликованном письме: «Подробности смерти Коли и Луизы Ив<ановны> раздирают душу. Ведь случится же такое несчастие! Бедный Ал<ександр> и Н<аталья> А<лександровна>, но не менее бедная и Марья Кас<паровна>, которая любила Колю не меньше отца и матери, да и в Луизе Ив<ановне> потеряла много» (ЛБ, ф. 69, X, 52). См. также Приложения, № 8.

    А я и без того боюсь, писал я к Ег<ору> Ив<ановичу> открыто. — Опасаясь компрометировать брата перепиской с «государственным преступником», Герцен поддерживал с ним редкую связь через М. К. Рейхель. В декабре 1851 г. он послал Егору Ивановичу письмо (не дошедшее до нас), о котором упоминала Т. А. Астракова в неопубликованном письме к Н. А. Тучковой, относящемся к самому началу 1852 г.: «Егор Иванов<ич> получил от своего брата собственноручное письмо, в котором он извещает о своей потере и говорит, что это так страшно поразило его жену, что она до сих пор еще не пришла в себя, и что и как будет с нею дальше — богу известно... Более я ничего не знаю из этого письма. Страшно за них, а за нее — перенесет ли она это, ведь уж сил-то немного осталось, все перетлело, хватит ли на это последнее испытание у нее энергии... да еще последнее ли оно? — что-то много страшного болтают — авось, это болтовня — дай-то бог!» (ЛБ, ф. 69, IX, 21). В том же (утраченном) письме к брату Герцен писал о денежной помощи своей старой няне Вере Артамоновне (см. также письма 147, 155, 157 и 190). Письмо Е. И. Герцена к М. К. Рейхель от 21 января 1852 г. с откликом на известие о гибели Л. И. Гааг см. — ЛН, т. 63, стр. 420.

    Насчет Беляева — советую вам написать ему, чтобы пока % прислал. — О деньгах, данных в долг вятскому купцу К. В. Беляеву, М. К. Рейхель замечает в своих «Воспоминаниях»: «Я получила маленькое наследство после моей матери, эти деньги были помещены в Вятке у Беляева» (— т. XXV).

    [171] упрямство (нем.). ‑ Ред.

    Раздел сайта: