• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Ключареву Г. И., 6 апреля (25 марта) 1848 г.

    40. Г. И. КЛЮЧАРЕВУ

    6 апреля (25 марта) 1848 г. Рим.

    6 апреля 1848. Рим.

    Почтеннейший Григорий Иванович,

    — если в нем было что-либо важного, примите на себя труд еще раз сообщить; да недурно и в почтамте справиться. Впрочем, оно и здесь могло затеряться — мы были десять дней отрезаны от всякого сухопутного сообщения с Европой войною в Ломбардии. — Много и дружески благодарю за все хлопоты по пустой тревоге насчет портфеля. Деньги, вами присланные, истинное благодеяние, — их, т. е. векселя, принял Торлониа — а то представьте забавное положение: у меня на кредитиве 8500 фр. и на векселе от декабря месяца 5600 фр.; в обыкновенное время Торлониа, не говоря ни слова, выплатил бы и взял с Турнейсена деньги. Но теперь банкиры, сконфуженные революцией и упадком кредита, не секонтируют иначе, как по билетам или векселям, которых срок так долог, что они могут быть возвращены к пославшему (т. е. к Колли), — я вступил поэтому в сношения с Турнейсеном и жду его ответа, как дождусь, уеду отсюда (между 20 и 25 апрелем). Поеду сначала во Флоренцию, а там, смотря по обстоятельствам, через Милан или через Сардинию, в Германию. Подождите нового адреса, но если будет что-нибудь нужное для сообщения, то я попрошу послать письмо все же на имя Торлониа, прибавляя en priant de faire parvenir[61] à M-r Herzen. — Если Аксаковы желают нанять дом еще на год, пожалуйста, отдайте — или отдайте кому-нибудь другому; возвращение мое я еще так определенно назначить не могу, впрочем, думаю, если не будет особых причин, то все же до конца года я пробуду где-нибудь в умеренном климате. Здоровье жены начало несколько поправляться, очень важно дать ей еще более окрепнуть.

    Мне жаль, что Карл Иван<ович> не согласился сам в справедливости уменьшения жалованья, тем более имея еще от Егора Ивановича — и не имея особенно важного занятия. — Когда будете в нашей стороне, поклонитесь от меня Прасковье Андреевне — да кстати, что же Гавриил Касп<арович> и 5000 от Рейхеля? Право, их не мешало взять, благо тот отдает. — Да, вот что бы мне хотелось еще: нельзя ли узнать, что поступил ли в университет сын нашего власьевского священника, молодой человек, очень талантливый; если будет случай, передайте ему мой поклон и искренное желание, чтоб он твердым шагом продолжал избранный путь.

    Вы, наверное, позволите вам прислать небольшой римский гостинец: здесь гостинцы, как и всё, из камня — я приобрел мозаику хр<ама> св. Петра работы Кав. Барбери, крышкою табатерки. Явится она к стопам вашим — при первом случае. Вы ее примите как дружеское внимание от меня и маменьки.

    Говорят, что Погодин назначен помощником попечителя. Жаль, ужасно жаль университет — да жаль и Дмитрия Павловича. Поклонитесь ему от меня. А что 4000 остав<шихся> по сохраненной записке? Да хорошо, если б Дм<итрий> Пав<лович> и капитал большого долга начал уплачивать. Если Огар<ев> адресуется за 5000 асс., я попрошу вас ему их выдать.

    Прощайте. Сегодня мне 36 лет. Старость не радость. При свиданье поклонитесь Егору Ив<ановичу> — говорят, он переходит в чертоги свои.

    Маменька и жена много и много кланяются, равно и Марья Каспаровна.

    Сейчас получил от Егора Иван<овича> письмо от 3/15 марта с подробной оппсью всех умерших в Москве — за письмо я его благодарю, хотя некрологические списки и лишены для меня особого интереса. Он пишет, между прочим, о земле при доме, насчет сего скажите Егору Ив<ановичу> при свидании: все, что ему угодно и кажется удобно, я с своей стороны — совершенно согласен, пусть он межует, ставит столбы и разводит сады. Если бы он хотел купить самый дом, я ему бы охотно продал со всею мебелью и со всеми агрементами за 11000 сер., и купчая его. — Вероятно, и маменька не постоит за свой. — Спросите его, при каких он мыслях насчет чухломского именья — при тех ли, при каких был, т. е. даст ли 50 т., например, серебр.

    — если это что-нибудь путное, мы готовы помочь несколько. Что, Протопопов просил у вас деньги для шацкой невесты?

    Вере Артамоновне поклон.

    На обороте: Russia — Mosca.

    Его высокобл<агородию> Григорию Ивановичу Ключареву.

    В Москве. Пятницкой части, III квартал, собственный дом — № 258.

    Примечания

    (ЛБ). Впервые опубликовано: ЛН, т. 39—40, стр. 214—215. На обороте почтовая печать: «Roma 7 Apr. 48».

    Письмо Ключарева от 16 (4) марта 1848 г., на которое отвечает Герцен, неизвестно.

     — Имеется в виду начавшаяся в конце марта 1848 г. вооруженная борьба итальянцев за освобождение Ломбардии из-под ига Австрии.

    Поеду сначала во Флоренцию, а там, смотря по обстоятельствам, через Милан или через Сардинию, в Германию. — Здесь, как и в предыдущем письме, как и в ряде последующих писем, направляемых по почте в Россию (см. письма 41 и 42), Герцен, опасаясь возможной перлюстрации, не сообщает своих действительных планов, умалчивает, что конечным пунктом его маршрута является Париж.

    ... поступил ли в университет сын нашего власьевского священника ~  — Вероятно, речь идет о том же самом лице, о котором Герцен пишет в XXXII гл. «Былого и дум» (см. IX, 204—205).

    ... чертоги свои. — Выйдя в отставку, Е. И. Герцен из казенной квартиры переселился в собственный дом в Малом Власьевском переулке (ныне № 7).

    ... купить самый дом, я ему бы охотно продал... — Речь идет о продаже принадлежавшего Герцену дома на углу Сивцева Вражка и М. Власьевского переулка (ныне № 25/9). Этот дом в семье Герцена называли «большим».

    [61] просьбу доставить (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: