• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Рейхель М. К., 2 августа (21 июля) 1852 г.

    208. М. К. РЕЙХЕЛЬ

    2 августа (21 июля) 1852 г. Берн.

    2 августа 1852. Берн.

    Здравствуйте. Я, точно Никол<ай> Семен<ович>, из угла в угол по Швейцарии, на почтовых, на пароходах — быстро и ненужно.

    Вчера был в Фрибурге и сделал завещанье. Рейхель, как мне сказывал Haug, не очень был доволен, что я хотел назначить опеку из нескольких лиц. Я назначил одного Рейхеля — он один ответственный опекун. Совет — для чрезвычайных дел. Вот и все. Это формальность, теперь я бы желал очень, чтобы Огарев и Тучкова участвовали своим советом и содействием. Это вы сделаете. Я желал бы тоже, если только будет возможно, чтобы Саша жил у вас. Цель моя, сверх надзора, поддержать связь между ним и сестрами. Насчет его ученья Тесье и Фогт могут дать наилучшие советы. Да и тоже наши-то, московские, — неужели не помогут!

    Словом, я с этой стороны спокоен. Поеду к Станкевичу в Женеву. Сашу свезу к Фогту в Интерлакен, где оставлю его под надзором Э. Хоецкого и под охраною француза. И поеду один. Я себя отучаю мало-помалу от всех.

    Г<ервег> скрылся из Цюриха. Говорят, будто поехал в Пиэмонт, это недурно. Жена его напечатала какое-то письмо. Тягостное время. Может, скоро окончится. А знаете ли, что на днях к вам будет гость, с которым пришлю многое?

    Отгадайте кто?

    Примечания

    Печатается по копии (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: ЛН, т. 61, стр. 350.

     ∞ Совет — для чрезвычайных дел. — Об этом см. письмо 209; текст завещания — в Приложениях.

    ...под охраною француза. — Вероятно, Тесье дю Мотэ.

     — Речь идет о письме Э. Гервег в редакцию газеты «L’Avenir de Nice», напечатанном 20 июля (№ 392), в котором она возражала против стремления Гауга придать политическую окраску конфликту Г. Гервега с Герценом (текст письма см. — Л XIV, 115‑117).

    ... — В письме к сыну Саше около 5 августа Герцен упоминает о «знакомой даме, которая едет послезавтра» в Париж. В это время в Женеве находились А. В. и Е. К. Станкевичи, которые собирались ехать в Париж.