• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Рейхель М. К., 20 (8) октября 1852 г.

    230. М. К. РЕЙХЕЛЬ

    20 (8) октября 1852 г. Лондон.

    1852. 20 октября.

    Письмо ваше и приложенье Мельгунова, разумеется, получил. Записочку от Тат<ьяны> Ал<ексеевны> Саше не отдал, потому что он вчера уехал в Sevenoaks и до субботы пробудет там. Записка эта, как почти все от Астр<аковой>, сильно меня тронула. Ел<ена> Конст<антиновна> ее не любит, и по-московски, с большою нетерпимостью. Я сам назвал ее когда-то Матрена Санд, но истинно теплее и деятельнее симпатии я редко встречал, и, взвесивши недостатки с добром, мне кажется, что последнее перевесит.

    Мельгунову вексель на Ротшильда пришлю (у меня вышли его бланки), но прошу, как он сказал, эти 2000 вручить вам или Рейхелю к 1 января. — Вы не можете вообразить, какой расход, превышает всякое вероятье, не думайте, что я говорю о дороговизне или о собственных тратах. Нет, это не так важно.

    Квартира стоит в месяц 10 фунтов. Проедаем, пропиваем и прогуливаем в месяц фунтов 50 (тут и Васбинтер, который Саше дает уроки и пр.), итого от 1500 до 1600 ф. На расход, вроде Дарим<она>, и на разные предприятия, ничего не предпринимающие...

    Мое положенье меня обязывает к этому. Тут Головин со своим реву — возьмет две, три акции, тут NN, QQ, РР, XX со всяким вздором. Да рядом еще видишь так <много> нужды и страданий, что самому хочется помочь.

    А потому надобно соблюдать некий порядок. Ищу квартиру побольше и подальше; об Бельгии думать нечего, а в Швейцарию проезд труден. — Не верю я в демарши Прудонца, а то бы я хоть проездом прожил бы недельку. Разлука с детьми нехороша, я все надеялся, что и вас из Парижа прогонят, да нет, скоро сделают императорским генерал-басом Рейхеля, а вас генерал-дискантом.

    Здесь, что можно было сделать по моему делу — сделано. Теперь идет переписка с Жорж Санд. — Мемуар писать необходимо. Из Швейцарии пишут, что отказ этого г<осподина> принять вексель страшно и окончательно уронил его. Прощайте.

    ‑‑‑

    Dein Brief, Tata, hat mir sehr viel Freude gemacht, er ist sehr shön geschrieben[265]. Учись хорошенько, Саша начинает говорить по-английски. Поцелуй Оленьку.

    Примечания

    ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: ЛН, т. 61, стр. 364. В текст письма в наст. издании внесено исправление: так <много> — вместо: там

    Письмо ваше и приложенье Мельгунова, разумеется, получил. — Эти письма к Герцену неизвестны.

    Записочку от Тат<ьяны> Ал<ексеевны> Саше ∞ сильно меня тронула— Т. А. Астракова в неопубликованном письме к М. К. Рейхель от 26 сентября (8 октября) 1852 г. просила ее: «Да уговорите Сашу написать ко мне хотя что-нибудь <...> Передайте ему мою записочку, авось она вызовет его на писанье. Он, чай, плохо помнит меня, а я его и помню и люблю много» (ЛБ, ф. 69, IX, 27). В записке к Саше Астракова писала: «Саша, душка мой! — Будь добр, пиши ко мне. Хотя изредка — пиши все: и чем ты занимаешься, и что тебя интересует, и что делают твои сестры, отец — здоровы ли они все; — бываешь ли ты на могиле своей матери». Давая ему много различных советов-наставлений, она добавляла: «Люби и уважай своего отца, употребив всю свою нежность на то, чтобы утешить его и заменить ему хотя часть того, чего он лишился в твоей матери» (ЛБ, ф. 69, IX, 16). Из последующих писем Астраковой видно, что вскоре она получила ответ Саши (см. комментарий к письму 247).

    На расход вроде Дарим<она>... — См. письмо 228.

    ...... — См. комментарий к письму 228.

    Теперь идет переписка с Жорж Санд. — См. письмо 229.

    Мемуар писать необходимо— См. комментарий к письмам 220 и 238.

    ...отказ этого г<осподина> принять вексель... — См. там же.

    Твое письмо, Тата— Это письмо Таты Герцен к отцу неизвестно.

    Ред.

    Раздел сайта: