• Приглашаем посетить наш сайт
    Черный Саша (cherny-sasha.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Ключареву Г. И., 13/1 марта 1847 г.

    5. Г. И. КЛЮЧАРЕВУ

    13/1 марта 1847. Кёльн.

    Отложивши такую большую долю нашего пути, почтеннейший Григорий Иванович, я, наконец, исполняю давнишнее желание и пишу к вам, хотя, впрочем, я несколько раз сообщал вам о нашем пути через Егора Ивановича. В Берлине пробыл я три недели, советовался там с докторами насчет жены и насчет Коли, ей советуют морские ванны и, главное, пожить в здоровой полосе не очень южной, но теплой; что касается до Коли, почти не имею надежды, чтоб он излечился, разве сама природа переработает впоследствии, я буду еще в двух местах советоваться — но это в очистку совести. — Из Берлина мы перенеслись в Ганновер по железной дороге в несколько часов, — потом тащились шагом до Эльберфельда, от Эльберфельда в два часа езды приехали в вагоне сюда. Нельзя ездить удобнее и покойнее, как по железным дорогам, порядок удивительный, вагоны отделаны с роскошью, обширны, светлы и так высоки, что в них ходить можно. Мы брали везде целое куне (6 мест) и были очень довольны. Я нанял себе расторопного и хорошего камердинера в Кенигсберге, и там же горничную, которую маменька увезла с собой в Штутгарт, она отправилась еще прежде нас из Берлина по железной дороге, и представьте, что мы имели от нее письмо через день из Веймара. Вот все касающееся до нас. Теперь пойдут расспросы, на которые надеюсь получить ответ через Ценкера и Турнейсена. Когда возвратился к вам Зонненберг, который был, впрочем, совершенно бесполезен на дороге, а с ним Татьяна — кормилица, — если она в Москве и у нас в доме, поручите ей от Наташи 1-ой и 2-ой, а равно и от меня поклониться. Отдан ли дом внаймы, кому и как? — И вообще примите на себя труд обо всем меня известить.

    Дмитрию Павловичу не забудьте передать мое почтение и скажите, что я сижу теперь в Belle vue, перед самым Рейном и перед Кёльнским собором.

    Егору Ивановичу я сегодня не пишу и, вероятно, отсюда писать не буду, сообщите ему при случае, что дети и мы совершенно здоровы и в о де Колоне нужды не терпим.

    Прошу вас поклониться от меня Прасковье Андреевне и Вере Артамоновне, а потом и всем, да кстати напишите, как себя ведут живущие в доме. Я во всем надеюсь на вас, как на каменную стену, Григорий Иванович. — Как идут денежные получении, т. е. что Дм<итрий> П<авлович> оставил у себя 10 т. или нет?

    Жена моя усердно вам кланяется.

    Прощайте, будьте здоровы, мы, вероятно, 15/2 марта будем опять в дороге.

    Весь ваш А. Герцен.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: ЛН—40, стр. 196. На письме помета рукой Ключарева: «На это и на письмо от 16 марта ответствовано 3 апреля. Письмо послано чрез контору Ценкера и от 7-го апреля чрез Егора Ивановича».

    ... сообщал вам о нашем пути через Егора Ивановича. — Эти письма Герцена, как и другие его письма к брату, не сохранились (см. ЛН, т. 63, стр. 419).

    Когда возвратился к вам Зонненберг ~ а с ним Татьяна-кормилица... — Зонненберг и кормилица Татьяна сопровождали Герценов до границы.

    ... в о де Колоне нужды не терпим. — Каламбур. О де Колонь (одеколон) — от французского eau de Cologne — буквально означает «Кёльнская вода», в которой, по шутке Герцена, невозможно терпеть нужду, находясь в Кёльне.

    ... Дм<итрий> П<авлович> оставил у себя 10  — Об этом см. в письме 22.

    Раздел сайта: