• Приглашаем посетить наш сайт
    Никитин (nikitin.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Карлейлю Т., 14 (2) апреля 1855 г.

    199. Т. КАРЛЕЙЛЮ

    14 (2) апреля 1855 г. Ричмонд.

    Monsieur,

    Il m'est impossible de ne pas dire quelques mots concernant le sujet très intéressant que vous avez touché dans votre lettre— pour laquelle je vous remercie bien cordialement.

    Je n'ai jamais été enthousiaste du «suffrage universel». Le suff<rage> un<iversel> (comme toute forme sans lien nécessaire avec le contenu n'est par elle-même ni bonne ni mauvaise) peut donner des résultats très absurdes. Le socialisme vise beaucoup plus loin'qu'à faire l'addition numérique des voix et la soustraction des minorités pour apprécier la valeur arithmétique d'une loi. Le socialisme tend à découvrir les lois de l'organisation sociale la plus naturelle dans l'état donné aux antécédents historiques, à les réaliser. «Anarchie» — «Talent d'obéir» — tout cela demande des définitions; le vague, l'indéfini sont très dangereux.

    Si «Anarchie» veut dire désordre, arbitraire, solution de la solidarité, non conformité à la raison — le socialisme la combat plus que la monarchie.

    Le talent d'obéir en conformité avec notre conscience est une vertu. Mais le talent de lutter lorsqu'on nous force à obéir contre la conviction — est aussi une vertu.

    L'ordre de la nature — est la plus grande, la plus harmonieuse anarchie — c'est pour cela que la nature va d'elle-même. Ici le mot d'Anarchie ne signifie pourtant pas un tohu-bohu de caprices, d'excentricité. La logique c'est l'anarchie de la pensée — il ne faut pas à'autorité pour me convaincre que 2x2=4. La religion au contraire est la monarchie de la logique et demande outre le talent d'obéir, le talent de croire.

    Sans le talent de lutter — le monde en serait au Japon. Pas d'histoire, pas de développement.

    «Toute puissance vient de Dieu», a dit l'apôtre Paul, ce citoyen romain insurgé, ce blasphémateur de S<ain>te Diane d' Ephèse, ce démagogue de la Via Appia,ce partageux — qui a été exécuté par César, qui justement ne lui trouvait pas assez de «talent d'obéissance».

    Vous êtes trop philosophe pour ne pas me pardonner que je défends mes opinions tout en connaissant l'infériorité de mes forces.

    Dès que je serai à Londres j'en profiterai pour venir vous voir et présenter mes respects à madame.

    Je serai enchanté de vous voir dans mon ermitage de Richmond et de continuer, si vous le désirez, viva voce

    Au revoir.

    Alex. Herzen.

    14 avril 55.

    Th. Carlysle.

    Перевод

    Милостивый государь,

    мне нельзя не сказать несколько слов о чрезвычайно интересном предмете, затронутом вами в вашем письме — за которое я вас от всего сердца благодарю.

    Я никогда не был энтузиастом «всеобщей подачи голосов». Всеобщая подача голосов (как всякая форма, не имеющая необходимой связи с содержанием, сама по себе ни хороша, ни дурна) может принести совершенно нелепые результаты. Социализм метит гораздо дальше числового сложения голосов и вычитания меньшинств для определения арифметического достоинства закона. Социализм старается раскрыть законы наиболее естественного устройства общества в данных условиях, подготовленных историческим развитием, и воплотить их. «Анархия», «талант повиновения» — все это требует определительности; неясность, неопределенность очень опасны.

    Если «анархия» значит беспорядок, произвол, разрыв круговой поруки, несоответствие разуму, — то социализм борется с ней еще более упорно, чем монархия.

    Талант повиновения в согласии с нашей совестью — добродетель. Но талант борьбы, когда нас заставляют повиноваться против нашего убеждения, — тоже добродетель.

    Закон природы — самая огромная, самая гармоническая анархия — поэтому-то природа и живет сама по себе. Здесь слово «анархия» не значит однако «путаница капризов», «странностей». Логика—это анархия мысли, — нет необходимости применять власть, чтобы убедить меня,что 2x2= 4. Религия же, напротив, это монархия логики, и она требует, помимо таланта повиновения—таланта верования.

    Без таланта борьбы мир находился бы на уровне Японии.

    «Всякая власть от бога», — сказал апостол Павел, этот мятежный гражданин римский, этот богохулец святой Дианы Эфесской, этот демагог на Via Appia, этот общинник, казненный Цезарем, который как раз и не находил в нем достаточно «таланта повиновения».

    Как только я буду в Лондоне, я воспользуюсь этим и явлюсь повидаться с вами и выразить свое почтение вашей супруге.

    Я буду очень рад видеть вас в моей ричмондской пустыне и продолжить viva voce[192], если будет у вас такое желание, эту беседу.

    Алекс. Герцен.

    14 апреля 55.

    Т. Карлейлю.

    Примечания

    (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано, в неточном переводе Герцена: ПЗ на 1859, стр. 229—230 (см. XI, 538). Во французском оригинале: ЛН, т. 1, стр. 231—232.

    —538).

    ... о чрезвычайно интересном предмете, затронутом вами в вашем письме... — Т. Карлейль писал Герцену: «Что касается до меня, я признаюсь, что никогда не считал, а теперь (если это возможно) еще меньше, чем прежде, надеюсь на всеобщую подачу голосов, во всех его видоизменениях. Если оно может принести что-нибудь хорошее, то это так, как воспаление в некоторых смертных болезнях. Я несравненно больше предпочитаю самый царизм или даже великий туркизм (grand turkism) — чистой анархии (а я ее такою, по несчастию, считаю), развитой парламентским красноречием, свободой книгопечатания и счетом голосов».

    ... талант повиновения... — В своем письме Карлейль утверждал, что Россия имеет «талант, необходимый всем нациям» — «талант, в котором она первенствует и который дает ей мощь, далеко превышающую другие страны», — «талант повиновения, ».

    [192] устно (итал.). — Ред.