• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Рейхель М. К., 13 (1) декабря 1855 г.

    251. М. К. РЕЙХЕЛЬ

    13 (1) декабря 1855 г. Лондон.

    13 décembre. Peterborough Villas.

    Finchley. New Road.

    Дагерротип Грановского, который привезли Ст<анкевичи>, должен быть у вас; когда дети ехали с вами, я положил, кажется, с маленькими вещами. Энгельсон мне после что-то сплетничал — насчет того, что Ст<анкевичи> были недовольны, что я холодно принял этот подарок, и в силу того были довольны, что он не у меня. Я все это пропустил мимо ушей. Вы знаете, в каком я положении находился тогда... Тем не менее дагерротипа нет и в Лондоне со мной не было. Портрет Горбун<ова> (оригинал) очень хорош, и, если б мне разрешили, я награвировал бы его при 2 № «Поляр<ной> звезды».

    Письма у меня целы — но вы знаете, как он мало писал; сверх того, два письма я не дам в чужие руки — одно, в котором он жалуется на Ог<арева>, второе — несколько рассерженное на меня. Другие, пожалуй, спишу.

    Я не знаю почему, но ни письмо Юл<ии> Б<огдановны>, ни статья Кат<кова> (преплохая), ни письмо Ст<анкевича> мне не по сердцу, я пятью строками написал бы гораздо больше.

    Неужели вы верите, что наши составят биографию Гр<ановского> (оно-таки и трудно при нашей ценсуре) — об Белинском собирались тоже писать. Если б... «вам да пушок»... если б ваша постоянная, тихая, твердая деятельность (я вас считаю одним из самых деятельных друзей) — и моя беспокойная, немолчная, полная жара и любви к Гр<ановскому>, так сделали бы что-нибудь.

    Я с грустью увидел, что они все совершенно не умеют писать, а ведь это tant soit peu[216] значит не уметь думать. Разве из молодых кто возьмется.

    А впрочем, все это, может, пустяки. Я очень печален и не в Духе, долею Саша пошаливает через край — долею все... все — бог с ними!.. Смотришь, смотришь, и волосы становятся дыбом — что это за люди, ни одного истинного слова и одна истинная страсть — самолюбие без предела, дерзкое — и к тому же бесхарактерное. Все это литографируется на Саше. Наше безобразное воспитание было истинно лучше.

    Со вчерашнего числа я его посылаю в Geological Institution учиться химии. Профессор — человек знаменитый, Hoffman.

    Тата и Оля цветут. Холод неслыханный; дороговизна растет, вчера проходил я бедными переулками — страшно.

    Чернецкий, вероятно, уж на обратном пути. Прощайте.

    Сделайте ваше одолжение — черкните строчку к Делано. — Я думал, что Саз<онов> к нему сходит обделать насчет перевода, но он, кажется, отложил в долгий ящик. Поблагодарите его за записочку и скажите, что если он желает печатать переведенные повести, что я очень рад, пусть печатает в продолжение   трех  месяцев.

    Вы знаете, он продержал перевод «Тюрьмы и ссылки» и ничего не сделал — вот почему срок.

    Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Л VIII, 248—249.

    Год написания определяется указанным в тексте письма адресом: в Peterborough Villas Герцен жил с 5 декабря 1855 г. по сентябрь 1856 г.

    ... я награвировал бы его при 2№ «Поляр<ной> звезды». — Речь идет о портрете Грановского, выполненном художником К. Горбуновым в 1845 г. (см. Е. Смирнова. Герцен и художник Кирилл Горбунов — сб. «А. И. Герцен. 1812—1870», М., 1946, стр. 114). По-видимому, Е. Б. Грановская не дала согласия на публикацию портрета в герценовском издании. Во второй книжке «Полярной звезды» (на 1856 год) был помещен в виде фронтисписа гравированный портрет Белинского— с портрета маслом К. Горбунова.

    Письма у меня целы ~ два письма я не дам в чужие руки... — о поведении Огарева содержится в письме Грановского от июня 1849 г. («Звенья», VI, стр. 361). Другое письмо Грановского, с которым Герцен не считал возможным ознакомить посторонних (1851 г.), заключало в себе упреки Герцену за выпуск в свет его книги «О развитии революционных идей в России» (письмо сохранилось частично — см. там же, стр. 356— 358). В некролог Грановского «На могиле друга», напечатанный в «Полярной звезде на 1858 год», Герцен включил несколько выдержек из писем к нему Грановского и затем в следующей книжке того же издания опубликовал (с купюрами) еще пять писем. Из всего числа известных в настоящее время девяти писем Грановского к Герцену три напечатаны в 1936 г. в «Звеньях», VI, и шесть — в ЛИ, т. 62, стр. 92—104.

    ... письмо Юл<ии> Б<огдановны>... — См. о нем в письме 244. 

    ... статья Кат<кова>... — «Московских ведомостей» от 6 октября 1855 г.

    ... письмо Ст<анкевича>... —Герцен, вероятно, имеет в виду напечатанное в № 122 «Московских ведомостей» от 11 октября 1855 г. анонимное письмо, вызванное некрологом Каткова о Грановском. Автор письма утверждал, что «Грановский был не только профессор, не только ученый, — он был одним из малочисленных у нас общественных людей <...>, он был историком не одного прошедшего, но и настоящего».

    Поблагодарите его за записочку ~ пусть печатает в продолжение трех месяцев. — «Прерванные рассказы» на французский язык не были им переведены.

    [216] почти (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: