• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Некрасову Н. А., 10 июля (28 июня) 1857 г.

    92. Н. А. НЕКРАСОВУ

    10 июля (28 июня) 1857 г. Путней.

    10 июля 1857.

    Путней.

    Милостивый государь, я получил письмо ваше от 27 июня; вероятно, вы не желали иметь ответа, потому что не дали адреса, — но мне кажется необходимым отвечать вам.

    Мне очень жаль, что вы могли думать, что «доля неудовольствия моего против вас» была основана на такой мелкой причине, как ваш долг мне. — Я так же забыл и о нем, и о записке, данной Тургеневу, как и сам Тургенев, — мне очень больно, что вы косвенно вините его в этом деле. — Видя по покупкам, которые он для вас делал, как вы далеки от нужды, я думал, что вам доставит удовольствие заплатить небольшой долг, из которого вы уже уплатили долю Белинскому, по моей просьбе, в весьма тяжкое время для него, — и потому просил Тургенева передать вам, что если вы желаете заплатить остальные деньги, около 1000 р. сер., то вы можете ее вручить Петру Александровичу Захарьину, в Петербурге (о желании вашем он придет узнать).

    Причина, почему я отказал себе в удовольствии вас видеть, — единственно участие ваше в известном деле о требовании с Огарева денежных сумм, которые должны были быть пересланы, и потом, вероятно, по забывчивости, не были пересланы, не были даже и возвращены Огареву. — Я и так был уверен, что это дело было совершено «неумышленно», что, несмотря на два ваши письма к Марье Львовне, — ждал объяснения.

    как вы объясняете в письме к Тургеневу.

    В ожидании этого объяснения позвольте мне остаться незнакомом) с вами.

    Примечания

    Печатается по копии (ЛВ), Письма КТГ, стр. 113—114. Местонахождение автографа в настоящее время неизвестно.

    В левом верхнем углу первой страницы письма надпись рукой А. И. Герцена: «г. Некрасову».

    Ответ на письмо Н. А. Некрасова от 27 (15) июня 1857 г. (H. A. Hекрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, М., 1952, стр. 342—343).

    Речь идет о деньгах, предоставленных Н. А. Герцен Некрасову для покупки журнала «Современник». Часть этих денег с согласия Герцена была отдана Белинскому (см. об этом в письме Некрасова к В. П. Боткину от 11 апреля 1847 г. — указ. соч., т. X, стр. 66—68). О причине задержки возвращения остальных денег Некрасов писал Герцену 27 (15) июня 1857 г.: «В 1850 году Тургенев привез мне из-за границы записку Вашу о передаче остальных денег ему. С Тург<еневым> я имел постоянные счеты, по которым постоянно мои деньги приходились за ним, поэтому долг ему не беспокоил меня, и я до настоящей минуты оставлял это дело нерешенным, думая, что ответственностию обязан уже не Вам. Теперь спешу, по возможности, загладить следы своей беспечности сначала, недоразумения впоследствии и сообщаю Вам, что первым моим делом по возвращении в Россию (куда я еду скоро) будет приведение в ясность счетов и высылка Вам остальных денег. От Вас будет зависеть назначить, куда их выслать или кому передать в России; я скажу только, что теперь Вы недолго будете их ждать» (там же, стр. 342—343). Подробнее об этом см. в письмах Тургенева к Герцену от 22 июля 1857 г., Некрасова к Тургеневу от 20 июля 1857 г. и Тургенева к Некрасову от 24 (12) августа 1857 г.

    ... участие ваше в известном деле о требовании с Огарева денежных сумм... — При расторжении брака Огарев обеспечил свою первую жену Марию Львовну денежным обязательством, по которому выплачивал ей ежегодно определенную сумму. После ухудшения своих материальных дел Огарев производил эту выплату неаккуратно. М. Л. Огарева возбудила судебный процесс, который вела через поверенного Н. С. Шаншиева и А. Я. Панаеву. После смерти М. Л. Огаревой выяснилось, что большую часть следовавших ей денег она не получила — по-видимому, они были Растрачены Шаншиевым и отчасти А. Я. Панаевой (см. письмо Некрасова А. Я. Панаевой, датированное сентябрем 1857 г. — указ. соч., т. X, Р- 365—366). Подробнее об «огаревском деле» см. в кн.: Я. 3. Черняк. Огарев, Некрасов, Герцен, Чернышевский в споре об огаревском наследстве, «Academia», M., 1933. Герцен полагал, что Некрасов был соучастником А. Я. Панаевой и Н. С. Шаншиева, а поэтому 15 (3) июня 1857 г. отказался его принять в Лондоне.

    Сохранилось три письма Некрасова к М. Л. Огаревой, связанных с «огаревским делом» (датированы сентябрем 1848 г.. 15 марта 1849 г. и 4 февраля 1850 г. — Н. А. Некрасов. Поли. собр. соч. и писем, т. X, 1952, стр. 117—118, 126—127 и 145).

    ... как вы объясняете в письме к Тургеневу. — «В Лондон едва ли поеду, хоть все еще окончательно не решился не ехать. Правду сказать, в числе причин, по которым мне хотелось поехать, главная была увидеть Герцена, но, как кажется, он против меня восстановлен — чем, не знаю, подозреваю, что известной историей огаревск<ого> дела <...> Мне просто больно, что человек, которого я столько уважаю, который, кроме того, когда-то оказал мне личную помощь, который был первый, после Белинского, приветствовавший добрым словом мои стихи (я его записочку ко мне, по выходе „Петерб<ургского> сборника", до сей поры берегу), — что этот человек нехорошо обо мне думает. Скажи ему это (если найдешь удобным и нужным — ты лучше знаешь нынешнего Герцена) и прибавь к этому, что если он на десять минут обещает зайти ко мне в гостиницу (к нему мне идти неловко, потому что я положительно знаю лютую враждебность Огарева ко мне), то я, ни минуты не колеблясь, приеду в Лондон» (указ. соч., т. X, стр. 340—341).

    Ответное письмо Некрасова от 26 июля 1857 г. — Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, М., 1952, стр. 352.