• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Герцен А. И. - Тургеневу И. С., 18 (6) августа 1857 г.

    105. И. С. ТУРГЕНЕВУ

    18 (6) августа 1857 г. Путней.

    18 августа. Putney.

    Похож ли ты на ветреного человека — а ведь вот закургузил нас с ружьем.

    В воскресенье в Великобритании, Северной Америке и колониях — почты нет (как в Индии и Дели — не знаю).

    В понедельник, в 12, письмо от тебя — ты наянтариваешь (електрон!) член и не едешь, а едет Шо-Лафевр. — Того ж числа является в 8 часов вечера от него посланник — это уж не шо, а тре-шо!— Я дал ему записку к Ленгу. Теперь пойду проведаю — и, приписав что по следствию окажется, отпишу.

    Ну а собака-то так и останется недоделанная?.. Впрочем, у ружья будет собачка... а ты будешь с янтарным мундштуком.

    Засим кланяюсь.

    Рукой Н. П. Огарева:

    Любезный Тургенев, а я-таки не отчаиваюсь видеть вас в Лондоне, и вот почему: у меня есть дело, которое через вас и Головкина можно обделать, — дело полезное для близкого мне человека и полезное для материального прогресса России. Прямо адресоваться к Головн<ину> я не могу, ибо это было бы только компрометировать третье лицо; а вы можете обделать от себя. Ergo — я вас умоляю — заезжайте в Лондон хоть на 2 дня. Да? Так, что ли? Это будет с вашей стороны не только любезное свидание, а благородный поступок.

    Жду вас с упованием.

    Ваш Огарев.

    А электричеством можно и здесь лечиться у нашего приятеля Альтгауза, который, сверх того, хорошо играет на фортепьяно и поет куда-то в себя, брюхом.

    Примечания

    Печатается по автографу (ПД). С, 1913, № 7, стр. 8-9.

    Год написания определяется связью с письмами 102 и 104.

    Письмо Тургенева, на которое отвечает Герцен, неизвестно.

    Я тебе написал. —

    ... ты писал, что будешь сам... — См. комментарий к письму 102.

    ... письмо от тебя... — Письмо, о котором идет речь, неизвестно.

    . . ~ это уж не шо, а трешо! — Во время пребывания в Лондоне в мае— июне 1857 г. Тургенев познакомился со многими политическими деятелями и писателями Англии, среди которых был и клерк английского парламента Д. Д. Шоу-Лефевр (см. Тургенев. Письма, т. III, стр. 200—201). Вероятно, Тургенев попросил Шоу-Лефевра взять у Ленга ружье и переслать ему. Каламбур Герцена основан на сходном звучании фамилии Шоу и французского слова chaud (горячо,), которое в соединении с «тре» (très) означает «очень горячо».

    ~ компрометировать третье лицо... — Вероятно, здесь имеется в виду проект освобождения крестьян с обеспечением их земельными наделами, составленный Н. П. Огаревым. С этим проектом Огарев намеревался познакомить великого князя Константина Николаевича, который был известен как один из вдохновителей всех мероприятий по предстоящему уничтожению крепостного права. Для этой цели Огарев решил прибегнуть через И. С. Тургенева, а затем Анненкова к помощи статс-секретаря А. В. Головнина, сопровождавшего Константина Николаевича в его заграничной поездке. В сохранившемся черновике письма к Головнину Огарев писал: «Посылаю вам проект об освобождении от крепостного состояния, покорнейше вас прошу представить его его высочеству в<еликому> кн<язю> Конст<антину> Ник<олаевичу>. Я не знал, что вы путешествуете с его выс<очество>м, и уже посылал этот проект вместе с проектами о преобразовании чиновничества прямо на имя его выс<очества> в Ниццу с надписью:

    é aux soins du Consulat Russe. Этот пакет по странному случаю не дошел до назначения. Но мое терпение выше этой случайности, и я теперь обращаюсь к вам с моим проектом. Я хлопочу не из пустого самолюбия, а потому что убежден в истине и современной прилагаемости моего проекта. Уверенный в вашей любви к благу общему, я не сомневаюсь, что мой проект найдет в вас благородного ходатая. По я умоляю вас __ отвечайте мне откровенно: как принял в<еликий> кн<язь> мой проект, желает ли, чтобы я прислал проект о преобразовании чиновничества и еще проект о учреждении народных школ, и если желает, куда мне выслать эти проекты?» (ЛН, т. 39-40, стр. 610). Это письмо Огарева послано не было, так как на все запросы Герцена и Огарева в предыдущих и последующих письмах к Анненкову, Тургеневу и Рейхель об адресе Головнина ответа не последовало.