• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Герцену А. А., 17 (5) ноября 1858 г.

    226. А. А. ГЕРЦЕНУ

    17 (5) ноября 1858 г. Путней.

    17 novembre.

    Putney.

    Сейчас отправляю с Гюбером в Лондон твои книги. Все это здесь очень трудно делается, и я не уверен, дойдут ли они, а потому микроскоп оставлю до получения от тебя ответа.

    Фогт, кажется, перестал сердиться на тебя, — он писал ко мне.

    Для статистики о крестьянах у тебя есть материалы в «Dévelop<pement> des idées révol<utionnaires>», в «Колоколе»; если же ты чего не знаешь, то прецизируй вопрос, и тогда я напишу.

    Вперед ничего не могу сказать; мне бы самому хотелось взглянуть на твое житье, но это — еще дело нерешенное. Присутствие мое в Лондоне нужно, а то эдак и колокольный звон остановится. Если вакации продолжаются десять дней, ты можешь приехать. Но главное теперь — не отдых, а труд, — etwas plump (да и не пудинг).

    Что касается до России, то твои суждения сделаны поспешно. Речь госуд<аря> в Москве все же напечатана, и движение идет колоссальным шагом вперед; страны в 60 000 000 не так легко двигаются, как женевский кантон. «Indép<endance> belge» говорит, между прочим, что Ростовцев не назначен министром внутренних) дел потому, что в общественном мнении его слишком уронили русские заграничные публикации, т. е. «Колокол».

    С другой стороны, против нас подымается война, и ты увидишь в следующем «Колоколе» обвинительный акт против меня и клевету немецкой работы. Я пришлю Фогту (Адол<ьфу>), чтоб напечатали в Берне ответ.

    Книги посланы, след., справься; придут в 7 дней,

    Мы переезжаем на будущей неделе.

    Третьего дня жена Кинкеля, в припадке, случившемся от аневризма, бросилась в окно, упала на двор и ушиблась до смерти. Завтра ее хоронят.

    Тебе кланяется Васбантер; он приехал из Америки, завел типографию, сошел с ума; Девиль его посадил в сумасшедший Дом; он взошел в ум и вчера был у нас.

    Засим прощай.

    А письма все-таки можешь писать менее рассеянно и печатать не ногой, а рукой.

    Наташа не успела писать.

    Примечания

    Печатается по тексту Л —388, где опубликовано впервые, по автографу, хранившемуся в архиве семьи Герцена. Местонахождение автографа в настоящее время неизвестно.

    Год написания определяется упоминанием «Обвинительного акта», опубликованного в л. 29 К от 1 декабря 1858 г.

    Фогт ~ писал ко мне. — Это письмо неизвестно.

    ~ тогда я напишу. — См. письмо 230.

    Все это — etwas plump (да и не пудинг). — — грубый, a plump pudding — пудинг с изюмом (англ.).

    Речь госуд<аря> в Москве все же напечатана... — См. комментарий к письму 214. Герцен узнал о публикации в Москве речи Александра II из газеты «L'Indépendance belge», где в № 314 от 10 ноября 1858 г. она была перепечатана из «Московских ведомостей».

    «Indep<endance> belge» говорит... — Сообщение об этом содержалось в корреспонденции «Новости из России» («L'Indépendance Belge», № 314 от 10 ноября 1858 г.).

    «Колоколе» обвинительный акт против меня... — См. комментарий к письмам 225 и 227.

    Мы переезжаем на будущей неделе. — См. письмо 229.

    Третьего дня жена Кинкеля, в припадке, случившемся от аневризма, бросилась в окно ~ — В своих «Воспоминаниях» Н- А. Тучкова-Огарева пишет об этом случае: «Из немецких выходцев самый замечательный был Готфрид Кинкель. Он занимал кафедру истории в университете, мне кажется, а жена его имела класс пения на дому.

    Два раза в неделю старшая дочь Герцена ходила туда учиться пению <...> Эти Кинкели были ближайшие друзья Мальвиды. Вероятно, их семейная жизнь была не вполне счастлива, несмотря на всю их торжественность, потому что, года два спустя, жена Кинкеля бросилась на мостовую из четвертого этажа, оставя четверых малолетних детей. Едва миновал год после ее кончины, как Готфрид Кинкель вступил в супружество с какой-то учительницей, к которой покойная жена его ревновала. Перед свадьбой отца дети его собрались, поплакали вместе и дали друг другу слово никогда не жаловаться на мачеху, что бы ни было, и сдержали слово. Мальвида и другие друзья Кинкелей из приличия распространяли слух, что покойная г-жа Кинкель бросилась из окна от аневризма; будто она почувствовала такое стеснение в груди, что голова закружилась, и она упала; но эти предположения ничем не подтверждались» {Тучкова-Огарева, стр. 103—104). Об этом см. также в письме 227, в «Былом и думах» (XI, 155) и в кн. стр. 439—440.

    Раздел сайта: