• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 18 (6) августа 1859 г.

    300. Н. П. ОГАРЕВУ

    18 (6) августа 1859 г. Вентнор.

    Четверг, 18 ав<густа>. Swiss Cottage.

    Приписку твою я получил — да что же ты это думаешь: так вот взял да Мильнер-Гибсону и написал о справке?.. И почем ты знаешь, что он захочет? Разве через Бенни узнать. Ну что скажешь об амнистии Люд<овика> Нап<олеона>? А у Вас<илия> Петр<овича> чирей. Мы переезжаем сюда в Swiss Cottage, т. е. я и Саша. А дети — в новый дом Membourne House и Nat<alie> с ними, а Мейз<енбуг> остается в Pelhous'e. Все это довольно глупо, но поумнее, чем прежде.

    Лиза в первую минуту меня дичилась, а Сашу боялась, но через полчаса со мной пошла такая дружба, что просто не отходит и плачет, если я за дверь. Она совершенно здорова и поджарилась на солнце.

    Разговоров у нас было не много, — есть тень раскаяния или неудовольствия собой, есть, пожалуй, и надежды; вообще все шло кротко и тепло; но одно останется неизменно: ни Nat<alie>, ни Мейзенб<уг> не могут, никогда не научатся воспитывать детей. Все делают они, чтоб их портить. — Это истинное несчастие, и не придумаю, что делать. Мей<зенбуг> видит сама, что cela cloche[186] — она хочет прожить одна для купанья две недели. О последних письмах не было помину — письмо твое получено, стало, не его я послал Мельгунову.

    Я думаю, что мир и гармония между нами водворятся, да, почти уверен в этом, — но на детском вопросе может все срезаться. Полагай всю веру на меня, на мое искренное желание излечить N<atalie>... Как теперь идет дело — может много хорошего выйти.

    Лиза любит Боткина. Птица моя произвела фурор, она тряслась над ней и в ту же минуту изодрала. Негр — понравился, она не тряслась над ним — но казнь была сделана в сутки.

    Прощай. Дети умоляют остаться подольше. Может, я съезжу один в Лондон.

    Получено ли первое письмо, я забыл написать «London».

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: Л XV, 389— 390, с ошибочной датой: «1862 год».

    Год написания определяется содержанием письма: амнистия политическим эмигрантам, о которой пишет Герцен, была объявлена во Франции 16 августа 1859 г. (см. ниже), а также по адресу: Swiss Cottage — см. следующее письмо.

    Приписку твою я получил... — Эта приписка Огарева, сделанная им в письме к Н. А. Огаревой, не сохранилась.

    Ну что скажешь об амнистии Люд<овика> Нап<олеона>? — эмигрантам («Moniteur», 17 августа 1859 г.; «Journal des Débats», 18 августа 1859 г.). В среде французской эмиграции в Англии амнистия встретила крайне недоверчивое отношение (см. «Московские ведомости» от 16 (28) августа 1859 г., № 194, «Иностранные известия»). Английские газеты расценивали ее очень сдержанно: «Times» видела в амнистии свидетельство утверждения власти императора; газета «Morning Post» рассматривала ее как результат тонкого политического расчета, который превратит бывших политических эмигрантов в сторонников Бонапарта (см. там же). О том, что Огарев разделял это недоверчивое отношение к амнистии, свидетельствует его ироническая фраза в письме Герцену от 17 августа 1859 г.: «А ловкий господин император!» (ЛН, т. 39-40, стр. 375).

    Разговоров у нас было не много ~ и не придумаю, что делать. — См. письма 297, 301 и комментарии к ним.

    Герцен вернулся в Лондон в понедельник 22 августа (сы. письма 301 и 302).

    Получено ли первое письмо... — Видимо, речь идет о письме 297.

     — Ред.

    Раздел сайта: