• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Герцен А. И. - Владимирову H. М., 5 декабря (23 ноября) 1861 г.

    227. H. М. ВЛАДИМИРОВУ

    5 декабря (23 ноября) 1861 г. Лондон.

    Вам самим.  5 декабря.

    1-е. Сказать, что все знающие меня, но которым я не даю писем рекомендательных к кому-нибудь из серьезных людей, — может, и прекрасные люди, но я за них не отвечаю. Пусть сами исследуют каждого.

    2-е. Мне обещали адрес-календарь своего рода всех лиц, бывших в «Колоколе», — это очень хорошая вещь.

    3-е. Нельзя ли узнать достоверно, отрывки из «Записок» Михайл<овского>-Данилевского, бывшие в «Историч<еском> сбор<нике>» (книж<ка> II), — настоящие или нет? Я уверен, что они настоящие, — но его дочь с преднамеренной грубостью отреклась в «Nord'e».

    4-е. Дать знать как можно скорее Б<акуниным>, чтоб выслали деньги в Лондон или в Париж — напр<имер> на имя И. С. Тургенева (210, Rue de Rivoli). Он будет здесь к Новому году, может, прежде, — нельзя же его оставлять так. Мы свое сделали.

    <ни>, что из присланных мне старых статей моих — есть статья из «Владим<ирских> ведом<остей>», которой, сколько я помню, я не писал. Я когда-то в Вятке написал прескверную речь об открытии библ<иотеки> в 1836 <году>, — но этой статьи не помню. «Влад<имирские> вед<омости>» были под моим заведованием — но плодовитое и сильное перо их был несчастный Небаба, о котором я говорил в «Был<ое> и думы»[158].

    Примечания

    Печатается по автографу (ЦГАОР, ф. 112, оп. 1, ед. хр. 51, т. 2, л. 78). Впервые опубликовано: «Былое», 1906, № 9, стр. 200—201.

    «Бе<ни>» вымарано, читаются две первые буквы.

    Начало письма (п. 1) отчеркнуто карандашом; слова: «Сказать» (стр. 201, строка 35), «к кому-нибудь из серьезных людей» (строка 36) и «не отвечаю» (строка 37) — подчеркнуты. В последнем абзаце подчеркнуто слово «Сказать» Сноска подчеркнута красным карандашом. Эти пометы сделаны в следственной комиссии.

    Н. М. Владимиров приехал в Англию в 1859 г. в качестве бухгалтера русской торговой фирмы «Скворцов и Ко», имевшей в Лондоне свое отделение. Тогда же он познакомился с Герценом и Огаревым. В декабре 1861 г., после ликвидации лондонского отделения фирмы, Владимиров вернулся в Россию. В июле 1862 г. он был арестован и привлечен к ответственности по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». Его черновые письма и записи, найденные при аресте, свидетельствуют о том, что он находился под большим влиянием Герцена и Огарева.

     — Ср. письмо 228 и комментарии к нему.

    ∞ Пусть сами исследуют каждого. — Ближайшим поводом к этому заявлению послужил, по-видимому, эпизод с Бени (о нем см. письмо 218 и комментарии к нему). Когда Бени, заподозренный в шпионаже в пользу III отделения, просил Герцена дать ему ручательство, которое реабилитировало бы его в русских революционно-демократических кругах, Герцен отказал ему в этой просьбе (ср. письмо 229). Полагая, что Бени скорее всего не виновен, Герцен все же не счел возможным «поручиться за все то, что он делал тогда в России» (см. письмо к сыну от 26 октября 1867 г. — т. XXIX). См. также письмо 374 и комментарии к нему.

    ... отрывки из «Записок» Mихайл<овского> ∞ его дочь ∞ отреклась в «Nord'e». — Речь идет о мемуарах А. И. Михайловского-Данилевского, отрывки из которых Герцен опубликовал в «Историческом сборнике Вольной русской типографии в Лондоне» (кн. II, Лондон, 1861) — «Некоторые выписки из бумаг Михайловского-Данилевского» и «Еще выписки из журнала Михайловского-Данилевского». В них сообщались неизвестные ранее сведения о государственном перевороте 1762 г., об аресте M. М. Сперанского, о восстании 14 декабря 1825 г., аресте П. И. Пестеля и др., компрометировавшие Михайловского-Данилевского как официального историка. 2 декабря 1861 г. газета «Le Nord» (№ 336) напечатала письмо дочери Михайловского-Данилевского А. А. Берновой, которая протестовала против этой публикации, объявив ее подложной (см. текст ее письма — XV, 414). Герцен не сомневался в достоверности опубликованных им материалов (см. письмо 225), однако счел необходимым принять меры для получения дополнительных доказательств (см. «Редактору „Le Nord˝» — XV, 205). Из следственного дела А. И. Ничипоренко известно, что Владимиров передал через него настоящее письмо Герцена В. Гаевскому с просьбой навести необходимые справки; письмо потом было возвращено Владимирову ф. 112, оп. 1, ед. хр. 54, т. 5, л. 3). Документы следственного дела Гаевского свидетельствуют, что он запрашивал об этих мемуарах редактора «Отечественных записок» Дудышкина, хотя на допросах отрицал связь своего запроса Дудышкину с запиской Герцена (ЦГАОР, ф. 112, оп. 1, ед. хр. 54, т. 5, лл. 202—202 об.). Получил ли Герцен подтверждение подлинности опубликованных им документов — неизвестно. В настоящее время принадлежность их Михайловскому-Данилевскому не вызывает сомнений (см. ЛН,

    Дать знать ∞ Б<акуниным>, чтоб выслали деньги... — См. письмо 225.

    ... из присланных мне  «Владим<ирских> ведом<остей>», которой  я не писал. — В 1838—1839 гг. Герцен вместе с Д. В. Небабой редактировал «Прибавления к „Владимирским губернским ведомостям˝» и поместил в них ряд небольших статей и заметок (I, 373—379). Очевидно, Герцену была прислана статья «Владимирская публичная библиотека», напечатанная с подписью А. Герцен «Прибавлениях к „Владимирским губернским ведомостям˝» от 26 февраля 1838 г. (№ 8) — см. «Личное объяснение» — XVI, 120 и 394.

    <иотеки> в 1836 <году>... — «Речь, сказанная при открытии Публичной библиотеки для чтения в Вятке А. Герценом 6 декабря 1837 г.». Критическую оценку Герценом этой речи см. в заметке «Личное объяснение» (XVI, 119—120).

      в «Был<ое> и думы». — См. «Былое и думы» (VIII, 306—307).

    [158] Есть ли там подпись или буква: Г., А. Г. или И-р?