• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Герцен H. A., О A. и Мейзенбуг М., 27 (15) апреля 1863 г.

    358. H. А., О. А. ГЕРЦЕН и М. МЕЙЗЕНБУГ

    27 (15) апреля 1863 г. Лондон.

    Понед<ельник> в два часа.

    Мне, Тата, ужасно жаль, что ты не получаешь «Колокола». Как же это Малвида пишет, что у вас такая либерте, что чудо. Я пошлю сегодня один лист франц<узский> и один русский. Русск<ий> нарочно не буду франкировать. А ты тотчас напиши. «Кол<окол>» для тебя необходим, как наше общее письмо. Твое последнее письмо к Саше ока<н>чивается — «на что Григ<оровиус> отвечал...» — ну что же он отвечал — уж сделайте одолжение, напишите.

    Как только будет весть о мире и войне, я напишу, когда приеду и где встретимся.

    Вот и еще от вас письма. Я очень, очень доволен твоим письмом к Огар<еву>, Ольга, — мы и похохотали и поприласкали тебя за него. Ага едет сегодня в Bromley — погулять и квартирку поискать. 1 июня мы отдадим Orsett House.

    Alles, alles ist wahr, was Sieschreiben — und wie alles Wahre — dennoch hat Ihre tragisch-christlich-Schopenhauer-apokalyptische Auffassung — viel Einseitiges. Rom — bleibt doch ein Sarkophag und ein Kloster. D<as> moderne Shakespeare tragische ist in London, bemerken Sie, nicht in Paris, nicht in Berlin — in London[279].

    Примечания

    (ЦГАЛИ). Л XVI, 225—226.

    Датируется по связи с письмами 356, 359, 360 (поездка Огарева в Бромлей, ожидание ответа России на ноты западных держав). Понедельник приходился в конце апреля 1863 г. на 27-е.

    <узский> и один русский. — Лист 161 «Колокола» от 15 апреля 1863 г. и «La Cloche» от 25 апреля 1863 г., № 18.

    Твое последнее письмо к Саше оканчивается — «на что Григ<оровиус> отвечал...» — Это письмо Н. А. Герцен к брату неизвестно. В письме к Огареву от 17 апреля 1863 г. она сообщала, что Ф. Грегоровиус помогал им знакомиться с римскими памятниками истории и искусства (ЛН, т. 63, стр. 450).

    ... твоим письмом к Огар<еву>, Ольга... — Письмо неизвестно.

    — но все-таки, как и любая истина, ваше трагико-христианско-шопенгауэро-апокалиптическое воззрение страдает большой односторонностью. Рим все-таки остается саркофагом и монастырем. Современное Шекспиро-трагическое находится в Лондоне, заметьте, не в Париже, не в Берлине — а в Лондоне (нем.);