• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 3 марта (20 февраля) 1864 г.

    444. Н. П. ОГАРЕВУ

    3 марта (20 февраля) 1864 г. Теддингтон.

    3 марта.

    Твое прошлое письмо дурно. Дурно оно потому, что ты клеплешь на меня того, чего я не говорил, и не хочешь понимать — что при твоем уме равняется преднамерению.

    О необходимости обморока ты мне не говорил — а говорил о ночном страхе. Я действительно был уверен, что ты в Морт<лейке> пить не перестанешь. — Огарев, неужели ты не дал прав на это сомнение?

    Но хуже всего — это намек, что я тебе советую бросить М<ери>, — ты это повторяешь второй раз, на это не дает права никакая любовь... и писать прописными буквами подлость — акт необузданный, когда он не заслужен. Если б я сказал о Таландье — неужели ему не скучно в его семейной жизни — а он бы мне отвечал: прикажите мне жену отдать в публичный дом, а детей бросить в Темзу, — умно это было бы? И это от тебя.

    Совершенно то же об Утине. Мне не нравился тон институтский, câlinerie[38] его и твоих писем, а ты мне не позволяешь находить, что ты дешево отдаешься. Как будто для дела или лиц нужна эта близость — прежде даже знания.

    Нет — это дурно с твоей стороны.

    Есть вещь, снимающая разом даль людей, — это (если ты хочешь понять — поймешь) помазание, — его в Ут<ине> я не вижу, ни в нем, ни в романе.

    ½ . Если будет очень дурно — психически и иначе — я пришлю по желез<ной> дороге все, кроме «Моск<овских> вед<омостей>», а сам приеду в субботу, в 2.

    Проект Натали — так и останется. Лизу сегодня не возьму.

    9 часов.

    Запонки тоже будут в мешке.

    Писем нет. Вторая почта в 4 часа, в 5 ехать поздно. Если ничего не будет завтра, поеду к вам в 3 часа. Если что будет, извещу по телеграфу.

    От Мордовина письмо к Тх<оржевскому>, пресимпатичное — вот наши друзья. Я и забыл сказать, что Капп писал мне, что во время празднества с русскими матрос<ами> гардемарины вынули портреты Бакун<ина> и мой и повивакали.

    Примечания

    Печатается по автографу Впервые опубликовано: Л ‑69.

    Год в дате определяется по связи с предыдущими письмами к Огареву: характеризуя его отношение к Н. И. Утину, Герцен почти буквально повторяет высказанную им в письме от 1 марта мысль, что Огарев «дешевит себя»; о «проекте Натали» относительно поездки в Россию речь идет в письмах от 28 февраля и 1 марта 1864 г.

    ... намек, что я тебе советую бросить М<ери>. — Этот намек Огарева, видимо, был вызван советами Герцена пожить некоторое время одному, вдали не только от семьи и лондонских знакомых, но и от Мери Сетерленд (см. письма 438 и 441). Возможно, что упрек Герцена в «удовлетворимости» Огарев воспринял как косвенный совет порвать эту связь.

    Совершенно то же об Утине  прежде даже знания. — См. письмо 441 и комментарии к нему.

    ... ни в романе. — Роман, который в это время писал Н. Утин, в печати не появился и рукопись его неизвестна. О содержании его можно судить по письму Утина к Огареву от 22 февраля 1864 г., написанному в ответ на уничтожающую критику, которой Огарев подверг его роман (см. ЛН, —646).

    Проект Натали — так и останется. — О планах Н. А. Тучковой-Огаревой поехать в Россию см. письмо 439 и комментарии к нему.

    <оржевскому>, пресимпатичное... — П. А. Мордовину Герцен был обязан сообщением о приезде в Лондон шпиона М. С. Хотинского (см. заметку «Загадка для Нового года» — К, л. 176 от 1 января 1864 г. — XVIII, 18 и 532—533).

    ... Капп писал мне ∞ вынули портреты Бакун<ина> и мой и повивакали. «Былом и думах» (XI, 305 и 610—611).  — прокричали «ура!» («Vivat!»).

    [38] нежничанье (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: