• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Самарину Ю. Ф., 29 (17) июля 1864 г.

    496. Ю. Ф. САМАРИНУ

    29 (17) июля 1864 г. Борнемут.

    29 июля 1864.

    Bryanston House. Bournemouth

    Почтеннейший Юрий Федорович.

    Я сказал вам, что буду писать к вам, и действительно чувствую неотлагаемую потребность, но мне пришло в голову другое дело. Вы говорили, что на ваш вызов поединоборствовать — никто не вызвался из молодежи. Я не дивлюсь этому. Вы такой боец, что не всякий решится, чтоб вы его съездили под никитки. Я помню, как я, бывало, готовился со страхом логики и верой в Гегеля на споры с Хомяковым и, приходя домой, считал, все ли категории целы. Позвольте — вместо молодежи — начать в «Колоколе» ряд писем без вашего имени, без намеков — и совершенно в серьезном тоне. Посылаю вам начало — судите сами. Отвечайте мне в «Дне» или в «Колоколе», я с величайшей готовностью помещу все — если не будет крепких слов о предметах, дорогих мне. Вы очень были раздражены и сильно выражались — в разговорах.

    Может, эта полемика и доведет до большей ясности обе стороны — буду ждать вашего ответа.

    В заключение еще и еще раз прошу вас о Мартьянове, за земского царя и любовь к нему пострадавшего... Да и когда вся эта эра крови, казней и террора пройдет. Тогда и жить и спорить было бы легче.

    Преданный вам

    А. Герцен.

    Если вы найдете неудобным помещение письма теперь, то я его переделаю в форме и помещу статьей, как бы писанной ad usum «Дня», месяца через два, чтоб отнять возможность отгадать повод. В слоге я, может, сделаю поправки — но сущность и главное тон останутся.

    До конца августа я здесь — с 25, 26 вернее писать: London, N. Trübner, Esq., 60, Paternoster row E. С. pour remettre à A. H.

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: «Русь», 1883, № 1, стр. 33—34.

    Вслед за текстом письма идет «Письмо 1 к противнику», в большей своей части переписанное рукой Н. А. Герцен, проверенное и исправленное Герценом; им же написана последняя страница. В левом верхнем углу первой страницы помета рукой Ю. Ф. Самарина «4». Третье по счету письмо Герцена к Ю. Ф. Самарину неизвестно.

    «Да и когда...» (ЛБ, Г. — О. II, 33, л. 6). Дата в конце письма: «29 июля 1864». Ниже приводится перечень отличий от текста белового автографа.

    Стр. 497.

    6-8 Дата и адрес отсутствуют.

    10 Вместо:  // Я сказал

    10-11 Вместо: чувствую // чувствую в этом

    10-11 Вместо: и действительно чувствую неотлагаемую потребность — я действительно чувствовал в этом неотлагаемую потребность и теперь ее чувствую опять.

    12 Вместо: Вы говорили — было:

    15 Вместо: как я, бывало // как бывало я

    16-17 Вместо: приходя домой // приходя домой от Елагиной или Чаадаева

    17 Позвольте // Позвольте мне

    17-18 Вместо: вместо молодежи — было: — попробовать за <?>

    18 После: ряд писем — было: «К противнику»

    20-21 или в «Колоколе» // или пришлите в «Колокол»

    21 Вместо: помещу все // все помещу

    22-23 Вместо: ∞ в разговорах — было: насчет предметов дорогих мне. Если очень захочется, вы побраните меня — при этом дозволяется.

    23 Вместо: сильно выражались — в разговорах // выражались сильно.

    24 эта полемика // такая полемика и в самом деле

    24-25 Вместо: до большей ясности ∞ ответа // до [ясн] больше ясного пониманья — я не употреблю ни одной уловки, ни к <?>

    26 Вместо:  // о бедном Мартьянове

    Я помню, как я, бывало, готовился  на споры с Хомяковым... — Характеристику А. С. Хомякова как блестящего полемиста см. в «Дневнике» Герцена (запись от 21 декабря 1842 г. — II, 250) и в «Былом и думах» (IX, 156—157).

     — вместо молодежи  о предметах, дорогих мне. — Речь идет о замысле «Писем к противнику», осуществленном осенью 1864 г. (К, — XVIII, 274—296); Герцен послал Самарину вариант начала первого из этих «Писем» (XVIII, 509). 8 августа Самарин отвечал на его предложение о печатной полемике: «Против писем, которые вы предлагаете, я, разумеется, ничего не могу сказать <...> но предупреждаю вас, что мне будет трудно, а может быть, и невозможно отвечать вам, по крайней мере, так, как бы я желал. Во-первых, где отвечать? В „Колоколе“ нельзя; это имело бы вид бравады, для меня ненавистной, а главное, сам я, по совести, не могу показаться в „Колоколе“, даже в качестве заезжего гостя <...> Остается „День“, но здесь я подвергаюсь урывкам, обрезкам и цензурному холощению. О некоторых предметах нельзя будет сказать ни слова» («Русь», 1883, № 2, стр. 25).

    В заключение еще и еще раз прошу вас о Мартьянове... — См. письмо 501 и комментарии к нему.

    Если вы найдете  возможность отгадать повод. — Самарин не возразил против формы писем, и Герцен сохранил ее для своих статей.

    Ответное письмо Ю. Ф. Самарина от 3 и от 8 августа 1864 г. — «Русь», 1883, № 1, стр. 35—42 и № 2, стр. 25—26.