• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 28 (16) января 1865 г.

    17. Н. П. ОГАРЕВУ

    28 (16) января 1865 г. Монпелье.

    28 янв<аря>. Montpellier.

    Сон в руку, почтеннейший ричмондогорец, — твой купец у Кас<аткина> был раз, письма и статью отдал Утину — и этот милый господин оставил все у себя. Не мешало бы взмылить голову, если ты хочешь с ними остаться знакомым. Я не хочу. Что ты писал в письме? Не было ли частных дел? Касатк<ин> пишет, что постарается, чтоб он выслал все на адрес Левицкого. Ты заметь, что я купцу писал, чтоб он отдал Касаткину.

    <кому> — 10, Шарл<ю> — 5, Тхор<жевскому> на «Кол<окол>» — 5 и 25 тебе. О получении немедленно напиши в Париж — Левицкому.

    Еще важный вопрос. Спроси Тхор<жевского>, получил ли он вырезку (в письме) из журнала «Жиронда», посланную или 20 или 21. Мне это нужно. Шишка продолжает еще выдавливаться — вдвое, втрое меньше. Утром доктор Кост выдавливает и кладет пластырь, думает, что завтра ехать можно, а нельзя — останусь до понедельника.

    Лиза продолжает себя вести довольно хорошо, хотя у нее (и у Н<атали>) иногда есть дикие взрывы. Сегодня на небе тучи — это всегда располагает к пакостям.

    Затем кланяюсь.

    Говорят, что Катков хочет запереть лавочку. Здесь есть один таможенный чиновник из Польши — услаждает меня анекдотами. О Русь!

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано, с купюрами: BE, 1907, № 6, стр. 679; полностью: Л XVIII, 22—23.

    Год определяется местом написания: в Монпелье Герцен провел январь 1865 г.

    ... твой купец ∞ оставил все у себя. — Речь идет о купце И. П. Ворожцове. В начале 1865 г. он приехал в Лондон, познакомился там с Огаревым, затем несколько дней провел в Женеве, где встречался с Н. И. Утиным, и в феврале 1865 г. возвратился в Россию. В Женеве он должен был, по рекомендации Огарева, увидеться с Герценом, чтобы переговорить с ним о переправке изданий Вольной русской типографии в Россию. Эта встреча не состоялась, так как Герцен уехал в это время в Монпелье. О связях Ворожцова с Герценом и Огаревым см.: ЛН, т. 63, стр. 338—352.

    — Письмо Герцена к И. П. Ворожцову неизвестно.

    Вчера я тебе послал ∞ в Париж — Левицкому. — 6 февраля 1865 г. Огарев сообщил Герцену, что деньги согласно его указанию он роздал (ЛН, т. 39-40, стр. 404).

    Спроси Тхор<жевского>, получил ли он вырезку ∞ посланную или 20 или 21. — Вероятно, речь идет о вырезке, сохранившейся в записной книжке Огарева; название французской газеты, откуда она взята, не указано, но по содержанию вырезка относится к январю 1865 г.: в ней сообщается об одушевлении, с которым либеральная общественность Монпелье встретила «воинствующего вождя русской демократии», и дается исключительно высокая оценка брошюре «Nouvelle phase de la littérature russe» (Bruxelles, 1864), где «г-н Катков и „Московские ведомости” выведены <...> на чистую воду и показаны в своем истинном виде» (ЛН, т. 63, стр. 822).

    — В конце 1864 г. редакторы «Московских ведомостей» М. Н. Катков и П. М. Леонтьев ходатайствовали об освобождении их газеты от предварительной цензуры. Не получив ответа на свою просьбу, они обратились в совет Университета, которому принадлежали «Московские ведомости», с заявлением, что зависимость от цензуры заставляет их отказаться от своих обязанностей. Университетский совет поспешил поддержать ходатайство редакции. Заявление Каткова вызвало переполох в среде консервативно настроенного московского дворянства: дворянское собрание, заседавшее в это время в Москве, дважды обращалось к Каткову с просьбой продолжать свою деятельность. Требование Каткова вызвало замешательство в правительственных кругах, однако после некоторого колебания Комитет министров постановил 14 января 1865 г.: «... предоставить министру внутренних дел оказать редакции возможное облегчение в применении цензурных правил» («Исторический обзор деятельности Комитета министров», т. III, ч. 2, СПб., 1902, стр. 205). Это решение Комитета министров вновь укрепило позиции Каткова, несколько поколебленные осенью 1864 г. в связи с появлением брошюры Шедо-Феротти «Que fera t-on de la Pologne?» (см. об этом т. XXVII, письмо 513 и комментарии к нему).

    О Русь! — Эпиграф ко II главе «Евгения Онегина».