• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 22 (10) февраля 1867 г.

    36. Н. П. ОГАРЕВУ

    22 (10) февраля 1867 г. Венеция.

    22 февр<аля>. Пятница.

    Venezia. Albergo reale.

    Получил из Флоренции две записки от тебя—одну вчера вечером, другую сегодня утром. N<atalie> пишет, что Лизе лучше, что у нее была гастрическая лихорадка (у Таты и Ольги были они очень часто) и что она начало записки ко мне послала тебе, а записку к тебе — отослала мне; прилагаю ее. О твоих стихах ни слова. Но что меня поразило — это выражение: «вот как можно ошибаться»... тут неправда сложная и дурная. У гроба Nat<alie> и детей, в первый раз, когда мы были на кладбище, я ей, указывая на памят<ник>, сказал:

    «Примирись прежде всего с ее детьми и с тем человеком, который мне ближе других. Как может быть согласие между нами при таком двойстве!» N<atalie> не сказала ничего, но, два дня спустя, глубоко оскорбляя меня, говорила, что она может все забыть и простить — и снова рассердилась, что ответ его был холоден. Я заставил, умолил писать к тебе о Лизе. Это дурной поступок. И это слово снова меня отбрасывает к ученому диспуту.

    Ты в изложение вносишь не только разум, но и какую-то инквизиторскую нетерпимость, которой у Шиффа вовсе нет (да и не в твоем характере). Ни ты, ни Шифф всей сложности задачи, особенно в ее историческом воплощении, не касались. Тебя обрадовало слово volition — назови практическим разумом, разумом деятельным и объясни его законы и отношения, так чтоб я, сказавши теперь: «Это дурной поступок», не говорил нелепости. Далее сегодня вопрос откладываю — и еще раз советую писать именно об этом. Я под словом «математические> -фантазии» хотел сказать фантазии о математике, так, как бы мог сказать о себе, если б начал штудиум медицины: «моя фантазия медицины» — etc.

    Видишь, как мы — литераторы до конца ногтей. Недаром Морошкин меня с Хомяковым называл «совопросниками мира сего».

    Без сомнения, надобно издать 15-го, если есть материал, да в нем и объявить, что следующий лист выйдет 15 апреля (если нет trop plein[57]). Да и в этом листе, т. е. от 1 марта, следует сказать, что след<ующий> выйдет 15.

    История с телеграфом Долгорук<ова> изящна!

    — в отношении архитектуры, скульптуры и живописи — страшное. Я пообжился. Большой камень свалился с груди с Лизиным выздоровлением. N<atalie> хотела не щадить. Она и не будет щадить.

    Весною прошлого года, когда она вздумала, когда захотела сближения, — она умела себя человечески поднять; тут явилась фантазия о ее положении. С той минуты, как она увидела, что ошиблась (в июле), она снова ушла в злой эгоизм. Одна интимность отношений может ее восстановить на время. Да, но это средство страшно. Знай это — потому что я изучил и уверен. Как без этого спасти Лизу, я не понимаю.

    Прощай. «Гусь свинье не товарищ» надобно перепечатать хоть в 15.

    Видишь, что я метко считал, и банк женевский меня не надул. Вчера звал меня Мюнстер, большой книгопродавец -здешний, вечером. Всё были немцы — и, стало, было скучно, да поляк (знакомый с Цверцякевичем). Господи, что он врал за чушь — и что за ненависть к русским! Да, роль победителей иногда гаже побежденных. Я молчал.

    — милы.

    За что это Дол<горуков> все сердится?

    — а поэтому с 23 прошу всё посылать во Флоренцию..

    Пану поклон и Чернецкому.

    Примечания

    ЛБ). Впервые опубликовано: неполно — BE, 1908, № 1, стр. 116—117; полностью — Л XIX, 219—220.

    В автографе слова: «и еще племянник А. П. Ермолова» — написаны Герценом внизу страницы со знаком *, поставленным также в тексте письма (после слова: «Жуковского»).

    О твоих стихах ни слова. — См. письмо 27 и комментарии к нему.

    У гроба Nat<alie> и детей... — Речь идет о посещении кладбища в Ницце, на котором похоронены Н. А. Герцен и близнецы — дети Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой.

    ... надобно издать 15-го, если есть материал... — В феврале 1867 г. в редакции «Колокола» скопилось достаточное количество статей, и П. В. Долгоруков предложил Огареву издать очередной номер не 1 апреля, а 15 марта (см. ЛН, т. 62, стр. 130). Вероятно, Огарев сообщил об этом Герцену. Лист 237 «Колокола» вышел 15 марта 1867 г.

    История с телеграфом Долгорук<ова> изящна. — Эту историю Герцен рассказал в тот же день в письме детям (см. письмо 37).

    «Гусь свинье не товарищ» надобно перепечатать хоть в 15. — Речь идет о корреспонденции в газете «Голос» от 22 января 1867 г., № 22, в которой рассказывалось, как в Симбирске на торжественном обеде по поводу вновь отстроенного после пожара гимназического пансиона, существовавшего на средства дворянства, председатель земской управы провозгласил тост за слияние сословий. Один ив присутствующих дворян заявил по этому поводу: сословия слиться не могут, ибо гусь свинье не товарищ. Об этом эпизоде упомянул П. В. Долгоруков в «Письме из Петербурга» (К, л. 237 от 15 марта 1867 г.)

     ~ 27... — Герцен выехал из Венеции 27 февраля и был во Флоренции 28 февраля 1867 г. (см. письмо 42).

    [57] избытка (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: