• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Герцену А. А., 19 (7) марта 1867 г.

    57. А. А. ГЕРЦЕНУ

    19 (7) марта 1867 г. Ницца.

    19 марта. Вторник. Nice.

    — дольше чем нужно. — И от вас тоже. Сейчас только я получил письмо от 15-го. Можете теперь писать и на мое имя, только ставьте адрес четко.

    Теперь, Саша, тебе поручение. 1-ое. Отослать сейчас Бакунину прилагаемую записку. Аксаков — у которого остался ко мне фебль — — но у моей фамилии поставил большой ? в скобках, а у Бакунина нет. Я Аксакову прежде послал письмо и уверен, что он его напечатает. То же следует сделать Бакунину.

    2-ое. Скажи Ге, что в «СПб. вед<омостях>» (вероятно, между 8 и 12 мар<та> нов. ст.) длинная статья о его «Воскресении» — и совершенно в его пользу. Вот ты что еще ему скажи — что он бы меня страшно одолжил, сделавши портрет Ог<арева>, когда будет в Женеве. Я Ог<арева> уломаю. Узнай стороной у Желез<нова> или Забелы или Fri V, если он согласится за деньги — цену. Но в последнем будь осторожен— он может обидеться.

    Вероятно, «Был<ое> и думы» получены, отошли сейчас Фрикену его экземпляр. Visconti продал два бывшие у него экз<емпляра> и все «Колокола». «Колокол» — не забудь послать — Заб<еле>, Жел<езнову> и пр.

    Письмо от Мальвиды получил (несмотря на то, что она франкировала его 20 сант. вместо 40!) и очень им доволен

    Case of the photograph Olga

    «Портрет Ольги привел меня в восторг».

    Н. Огарев.

    Портрет мадемуазель Ольги я отнес — он очень хорош и большую приятность с красотой в себе заключает — также перемену.

    С. Тхор<жевский>.

    Портрет почтеннейшей дочери почтеннейшего Ал<ександра> Ив<ановича> помещен декабристов — в альбум.

    К<нязь> П. Долгор<уков>.

    Очень обрадовался портрету.

    Adieu. — Прощайте-с.

    <нецкий>.

    Я так буду волосы чесать.

    Лиза.

    (Продолж<ение> в след<ующем> листе) Прощай.

    Примечания

    Печатается по фотокопии с автографа Впервые опубликовано: Л XIX, 246—247.

    Год написания определяется упоминанием статьи И. С. Аксакова.

    Отослать сейчас Бакунину прилагаемую записку. — Это письмо Герцена неизвестно.

    ...  — слабость (франц. faiblesse).

    Аксаков ~  ~ Я Аксакову прежде послал письмо и уверен, что он его напеча<та>ет. — См. комментарии к письму 50.

    То же следует сделать Бакунину. — Герцен вначале не был убежден в непричастности Бакунина к пожарам в России и отказывался выступить с опровержением от его имени (см. письма 55 и 59). В не дошедших до нас письмах к Бакунину Герцен советовал ему самому опровергнуть в печати клевету «Варшавского дневника». В примечании к «Ответу И. С. Аксакову» Герцен извещает, что «получил от Бакунина письмо, самым положительным образом отвергающее нелепую клевету» (XIX, 252) Два открытых письма Бакунина к Герцену были напечатаны в К,

    Скажи Ге, что в «<омостях>» ~ «»... — Имеется в виду статья: «„Воскресение”, новая картина художника Ге (письмо из Флоренции)». Подпись: Д. — «С. -Петербургские ведомости», № 58, 28 февраля (12 марта) 1867 г. Автором статьи был А. Н. Веселовский, находившийся тогда во Флоренции. В письме к В. В. Стасову от 13 октября 1894 г. Веселовский писал: «Когда мне захотелось рассказать русским читателям о новой картине Ге, я, разумеется, не мог обойти и того толкования, которое давал ей сам художник, тем более, что этому внутреннему смыслу он давал особое значение. Я просил его точнее формулировать себя, и так как в разговорах он постоянно ускользал в сторону, оставалось одно средство: изложить свои взгляды на бумаге. Это Ге и сделал, написал мне письмо. В моей статье „С. -Петербургских Ведомостей” удержаны все существенные его положения, изменена лишь форма. При том же мою статью Ге читал. Она, стало быть, получила его санкцию» (Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. Составил В. В. Стасов. М., 1904, стр. 182). По-видимому, Герцен видел картину Ге, так как она была отправлена в Петербург в апреле 1867 г., уже после отъезда Герцена из Флоренции. Однако выставить ее в Петербурге было признано «неудобным» на том основании, что «выражение мысли художника, по отзывам опытных духовных лиц, не вполне согласно с евангельским повествованием о событии, изображаемом этою картиною, и может быть повод к превратным в публике суждениям о предмете священном» (там же, стр. 187).

    ... <apeвa>.  — Ответ А. А. Герцена неизвестен. В апреле 1867 г. Н. Н. Ге из Флоренции ездил на всемирную выставку в Париж, куда была доставлена из Петербурга его картина «Тайная вечеря». В связи с ожидавшимся приездом художника в Женеву Герцен писал Огареву о своем намерении заказать Н. Н. Ге его портрет (см. письмо 66). После шестинедельного отсутствия Н. Н. Ге вернулся во Флоренцию (см. письмо Н. А. Герцен к Огареву от 18 мая 1867 г. — ЛН, т. 63, стр. 458). Была ли просьба Герцена передана Н. Н. Ге, остается невыясненным.

    Письмо от Мальвиды получил... —

    Case of the photograph Olga. — Дело о фотографии Ольги (англ.). См. комментарии к письму 46.

    Раздел сайта: