• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Бакунину M. A., 30(18) мая 1867 г.

    98. М. А. БАКУНИНУ

    30(18) мая 1867 г. Женева.

    30 мая 1867.

    Женева, 7, Quai Mont Blanc.

    такое и что мы все помогли ему таким быть. Я много думал об этом последнее время и даже писал, не для печати теперь. Это не нигилизм; явление великое в русском развитии. Нет, тут всплыли на пустом месте — халат, офицер, писец, поп и мелкий помещик в нигилистическом костюме. Это мошенники, оправдавшие своим сукиносынизмом меры правительства, невежды, на которых Катковы, Погодины, Аксаковы etc. указывают пальцами. Это люди, которые обратили на меня втрое больше ненависти, чем на Скарятина, говоря просто, что они завидуют, что они хотели бы обобрать и что они не могут переварить художественной стороны статей. Ты и Огарев, вы этих скорпионов откармливали млеком вашим. — Это верно. Саго mio — подумай. Им будущности нет, это меньший венерический брат, который умрет — и на его могиле встретится старший с еще более меньшим.

    У меня Campo Formio с Тургеневым. Он мне писал mit Zärtlichkeit[168] И я ответил mit Gemütlichkeit[169] — и это несмотря, на злой отзыв с моей стороны о «Дыме».

    Печатается по тексту: Письма Б, стр. 213, где опубликовано впервые. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно.

    Ответ на письмо М. А. Бакунина от 23 мая 1867 г. (стр. 204—206).

    ... Серно-Соловьевича посылаю. — Речь идет о брошюре А. А. Серно-Соловьевича «Наши домашние дела» (см. комментарии к письму 16).

     — См. XI, 341—352, 713—715.

    Нет, тут всплыли на пустом месте ~ старший с еще более меньшим. — Вся тирада — резкая и несправедливая оценка Герценом русского молодого поколения, в среде которого было немало талантливых людей, искренне преданных делу революции. Бакунин писал Герцену в ответ: «В твоей злости против него <Серно-Соловьевича> слышится что-то старческое. Но ты ругаешь не его одного и даже не одних его женевских однолетников эмигрантов — на все молодое поколение кладешь ты страшное проклятие <...>. Твое... последнее письмо дышит брюзгливою несправедливостью...». Указывая далее на многие недостатки современной молодежи, Бакунин тем не менее утверждал: «Но все это не должно заслонять от нас серьезных да великих качеств нашего молодого поколения: в нем не оранжерейная, не искусственная и не рефлективная только, а настоящая страсть равенства, труда, справедливости, свободы и разума. Из-за этой страсти десятки из них уже пошли на смерть и сотни в Сибирь...»; «... не старей, Герцен, и не проклинай молодых. Смейся над ними, когда они смешны, наказывай и брани, когда они виноваты — но преклоняйся почтительно перед их честным трудом и стремлениями, перед их подвигами и жертвами» (Письма Б, —210).

    У меня Сатро Formio с Тургеневым. — Campo Formio — название итальянской деревни, где в 1797 г. был подписан мирный договор между Францией и Австрией. Видимо, не зная еще о резких высказываниях Герцена о «Дыме» (см. комментарии к письму 79), Тургенев послал Герцену роман и письмо от 17 мая 1867 г., написанное в благожелательном духе. Тургенев, правда, предвидел, что роман Герцену вряд ли понравится, как не понравился он молодежи в России. «Одно меня несколько ободряет — писал Тургенев — ведь и тебя партия молодых рефюжиэ пожаловала в отсталые и в реаки; расстояние между нами и поуменьшилось» (Тургенев. Письма, т. VI, стр. 247). Характерно, что Бакунин, безусловно не зная этого письма Тургенева, объяснил мирные отношения между ним и Герценом точно так же: «Уж не потому ли Тургенев и дерзнул обратиться к тебе с Zärtlichkeit, что пронюхал твои раздоры с молодым поколением, после разрыва с которым он сам одряхлел и иссяк безвозвратно — и не подумал ли он в самом деле, что, так как одинаковые причины производят одинаковые действия, ты и он будете стоять отныне на одном поле?» (

    Ред.

    [169] с добродушием (нем.) — Ред.

    Раздел сайта: