100. Н. П. ОГАРЕВУ
Вторая половина апреля — начало июня 1867 г. Женева.
Гер-гот не без милости — вот тебе письмо от Анны Плат<оновны>. Я его распечатал, воображая, что от раскольника. Ну что же ваша Трагедия?
А зачем Генри приходил вчера? Я согласен с Тхор<жевским>, что Цирцею музыки тоже следует в три шеи.
Всего лучше тебе переехать без мальчика — в другой город.
Примечания
Печатается по автографу (ЛБ). Л XXII, стр. 141, с предположительной датой: «1862—1866».
Год написания устанавливается по упоминанию о встрече с В. Р. Зотовым в Женеве в 1867 г., крайние даты — приездом Герцена в Женеву 15 апреля 1867 г. (см. письма 69, 70, 71) и отъездом из Женевы Зотова в начале июня 1867 г. (см. письмо Зотова к Герцену от 5 (17) сентября 1867 г. — ЛН, т. 62, стр. 142—146).
—
... от раскольника. — Возможно, речь идет об О. С. Гончарове (см. комментарии к письму 174, а также XXVII, 829).
Зотов много городил петербургских сплетен. — О встречах с Герценом в 1867 г. Зотов в своих воспоминаниях писал очень сдержанно: «Не забыть мне и последних бесед наших <...> в Женеве на берегу ее синего озера... Но обо всем этом говорить еще рано» («Исторический вестник», 1890, № 4, стр. 113).
... Цирцею музыки тоже следует в три шеи. — Вероятно, речь идет о Панофке, дававшем уроки музыки и пения Ольге Герцен. Герцен скептически относился к этим занятиям дочери (см. письмо 159 и комментарии к нему). В письме к Герцену от 25 сентября 1867 г. Огарев заметил: «Мальвида, между прочим, пишет, что ты противишься урокам Панофки» (ЛН, т. 39‑40, стр. 476).
— То есть без Генри Сетерленда.