• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Мейзенбуг М., 2 июля (20 июня) 1867 г.

    129. М. МЕЙЗЕНБУГ

    2 июля (20 июня) 1867 г. Берн.

    2 juillet 1867.

    Chérissime

    Vous avez du sang de Vasco di Gama et de Magellan. Voyageuse intrépide, lagunophile et terrophobe. Je ne sais où vous écrire — je me décide à envoyer la lettre à la Specola.

    Mais en outre ce n'est pas tout que vous avez q<uel>q<ue> chose de Lapeyrouse et du C<apita>in Cook (comme Cook il a Inventé les Sandwich) — vous avez un vrai talent financier — jon talent. Turgot Cobden. Votre idée de séculariser en ma faveur quelque propriété du clergé — est très juste. Trouvez-moi un homme — pour réaliser cela. Les grandes conditions — pour avoir un homme sérieux, c'est de le chercher — parmi les ennemis, parmi les rétrogrades — il doit être assez coquin — pour comprendre qu'en me volant, il gagnera moins, pas de dévouement, pas de philosophie,' pas de nom historique, s'il est sympathique, vous le chasserez. Enfin cela doit êtreunhomme d'affaires — sans idées, sans autre science — que la flouerognosie.

    Ecce homo!

    émique.

    1-е Non — ma docte amie — non, je ne partage pas votre opinion ni sur les livres, ni sur mon observation. Quel est donc le culte de l'amour-propre qui empêche d'un côté — une critique toute amicale, et de l'autre — fait accroire ex. gr. à une jeune personne qu'elle a la voix de Grisi... et le style épistolaire de Mme é? A quoi donc? (Madame Lyon, soit dit en parenthèse, n'a jamais entendu de Panofka — mais elle m'a parlé d'un ou de deux Italiens très forts). Nous avons assez gâté — rafistolons. Maintenant des livres. Cette éducation — classique — a fait son temps. On peut, on doit lire Homère et la Mahabarata — mais cette lecture, ne doit pas primer, il y a une lecture qui développe beaucoup plus — émancipons-nous de l'Olympe — comme nous sommes émancipés de Golgotha. Pensez-y sérieusement — sans idées préconçues, sans le conservatisme littéraire. Et qu'avons-nous de commun avec les chinoiseries des Hindous? Rien. Schlegel a mis à mode la sanscriterie au temps le plus honteux de l'histoire moderne. Pulsky — a été son Isaack.

    2 июля 1867.

    Cherrisime из Мальвид,

    в вас течет кровь Васко ди Гама и Магеллана, неутомимая путешественница, лагунофилка и землефобка. Не знаю, куда писать вам — решаюсь послать письмо в Спекола.

    — в вас есть кое-что от Лаперуза и от компании Кук (как Кук, он открыл Сандвичевы острова) — у вас воистину финансовый талант — талант Тюрго и Кобдена. Ваша мысль секуляризировать в мою пользу некую церковную собственность — очень правильна. Найдите мне человека, чтобы осуществить ее. Основное условие — чтобы добыть серьезного человека — это искать его среди врагов, среди ретроградов — он должен быть порядочным плутом, чтобы понимать что, обворовывая меня, он меньше заработает — ни преданности, ни философичности, ни исторического имени; если он внушает симпатию, то вы его прогоните. Словом, он должен быть деловым человеком — без идей, без каких-либо знаний, кроме умения надувать ближнего.

    Имеете ли вы такого Ecce homo[207]?

    — мой ученый друг — нет, я не разделяю ваш взгляд ни на книги, ни на мое замечание. В какой же степени нужно быть самолюбивым, чтобы, с одной стороны, не допускать даже вполне дружеской критики, а с другой — чтобы уверить, например, молодую особу в том, что у нее голос Гриди... и эпистолярный стиль госпожи де Севинье? И для чего? (Госпожа Лион, будь сказано в скобках, никогда не слыхала о Панофке — но она мне говорила об одном или двух итальянцах, очень способных.) Мы с вами достаточно портили — давайте поправлять. Теперь о книгах. Классическое воспитание отжило свой век. Можно, должно прочесть Гомера и Магабарату — но это чтение не должно быть есть другое, которое развивает в гораздо большей степени — надо эмансипироваться от Олимпа — как мы уже эмансипировались от Голгофы. Подумайте серьезно об этом — без предвзятой мысли, без литературного консерватизма; И что у нас общего с китайщиной индусов? Ничего. Шлегель ввел в моду санскрит в самый постыдный период современной истории. Пульский — был его Исааком.

    Addio.

    Печатается по фотокопии с автографа (BN). Л XIX, 390—391.

    — очень правильна. — По-видимому, М. Мейзенбуг предложила Герцену использовать капитал для покупки монастырских земель (см. письмо 136).

    Esse homo «Се человек» (лат.). — Согласно евангельской легенде, слова римского наместника Понтия Пилата (Евангелие, Иоанна, XIX, 5).

    Часть полемическая ~ без литературного консерватизма. — Герцен возражает М. Мейзенбуг на ее не дошедшее до нас письмо, в котором она, вероятно, высказала свое несогласие с замечанием Герцена, сделанным им в письме 119 относительно чтения Ольгой индусских поэм.

    ... Магабарату... — Так Герцен именует древнеиндийскую эпическую поэму «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты»), против усиленного чтения которой О. А. Герцен он возражал в письме 119.

    ... надо эмансипироваться от Олимпа — как мы уже эмансипировались от Голгофы. — Под «Олимпом» Герцен подразумевает здесь классическое образование, под «Голгофой» — христианскую религию.

    — был его Исааком — Герцен имеет в виду лингвистические труды Ф. Шлегеля, в которых немецкий философ ратовал за изучение санскрита, например, «О языке и мудрости индусов» (1808). Под «самым постыдным периодом современной истории» Герцен подразумевает эпоху Священного союза, когда Ф. Шлегель переехал в Вену и поддерживал реакционную политику Меттерниха.

    [207] Се человек (лат.). — Ред.