• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 21 (9) марта 1865 г.

    38. Н. П. ОГАРЕВУ

    21 (9) марта 1865 г. Париж.

    21 марта.

    Ус<ов> предлагает тебе остановиться в Hôtel Frejus — он обещает хорошую комнату и прислугу, т. е. внимательный уход. Ему по какому-то таинственному делу надобно отлучиться дней на 8 в конце марта, а поэтому он просит, чтоб ты ему написал притоманно, когда приедешь. Он к 5 апреля может вернуться. Напиши ему. Без Ус<ова> не стоит забиваться в такую нечестивую даль.

    Из письма N<atalie> ты увидишь, как они легко доехали.

    Писать мне больше нечего. Завтра еду. Пожалуй, напишу из Марселя или Тулона, если будет время.

    Сегодня я у Левиц<кого>... с Тютчевым. Горе ему, если он станет говорить о «Колоколе». Он просил Левиц<кого> его познакомить. Экая каша.

    Что у вас? Здесь третий день крещенские морозы и вьюга. Действительно на моей памяти с 1847 ничего подобного не было. Ты не можешь чувствовать — не зная, что такое ревматизм, — той деморализации, в которую повергает этот неистовый холод. Кашель у меня удвоился. Если б была честная возможность, никогда не поднялся бы на север дальше Приморских Альп и думаю, что рано или поздно придется умереть там.

    Посмотри, что Nat<alie> пишет о Канне.

    От Мейзенб<уг> письмо. К ним ходит Лист, wo zu?[70] — Русский генерал Шуберт и русская девица Штейн.

    Затем прощай. Жду твоего письма.

    Выезжаю я завтра в 31/2 дня, утром в четв<ерг> в 7 ч<асов> в Лионе, вечером — в Марселе, ночь — в Тулоне, в 11 часов 3/4 проеду по Cannes и в 123/4 ночью буду в Ницце. В субботу утром там все устрою и поеду в Cannes. В воскр<есенье> или понедельник похороны, во вторник в Cannes.

    Ты можешь таким образом знать — a peu près[71], где я. Пиши в Cannes.

    _____

    Николадзе у меня. Он от тебя ничего не получал и желает знать, какие именно подробности ты желаешь знать.

    Прощай.

    Примечания

     6, стр. 685—686. Письмо Герцена написано на чистых оборотах письма Н. А. Тучковой-Огаревой к нему от 19 марта 1865 г. (см. далее).

    Год определяется содержанием письма: события, о которых идет речь (переезд Огарева из Лондона в Женеву, поездка Герцена в Ниццу для захоронения праха детей), относятся к весне 1865 г.

    Ус<ов> предлагает ∞ в такую нечестивую даль. — По дороге из Лондона в Женеву Огарев должен был остановиться в Париже. Тревожась о том, как он перенесет длинный путь, Герцен поручил его заботам Усова, жившего в то время в Париже. Письмо Огарева к Усову неизвестно.

    Из письма N<atalie> ты увидишь, как они легко доехали. — 18 марта Н. А. Тучкова-Огарева с Лизой выехали в Канн (см. письмо 35). По прибытии туда, 19 марта она писала Герцену: «Ну вот мы и доехали — что за прелесть и дорога и Cannes, русского семейства ни одного не было, говорят, всю зиму — у меня всю дорогу душа разрывалась на куски.

    Твоя N<atalie>.

    Возьми же у маленького Утина Лизину англицкую книгу.

    Как дорога была легка — какая могла быть» (ЛБ).

    ... напишу из Марселя или Тулона... — См. письмо 40.

    <кого> ∞ Экая каша. — Подробности этой встречи неизвестны. Возможно, что именно тогда Ф. И. Тютчев сообщил Герцену анекдот о французском префекте, рассказанный в VIII части «Былого и дум» (XI, 494—495).

    От Мейзенб<уг> письмо. — Это письмо неизвестно. Ответ на него — письмо 37.

    Русский генерал Шуберт и русская девица Штейн. — Ср. в письме 39 слова о том, что «Тата слишком много обращается в немецком обществе» (стр. 49 наст. тома).

    Выезжаю я завтра ∞ во вторник в Cannes. — Герцен выехал из Парижа 22 марта, 23-го он проехал Тулон, 25-го прибыл в Ниццу, затем в Канн, где встретился с Н. А. Тучковой-Огаревой, и вернулся с ней в Ниццу. После похорон, состоявшихся 26 марта, они возвратились в Канн, где оставались до 13 апреля. См. письма 40, 41, 43 и 52.

    Николадзе у меня. — Грузинский публицист Н. Я. Николадзе уехал из России в 1864 г. и поселился в Париже, где с ним в ноябре того же года познакомился Герцен (см. т. XXVII, письмо 539). Во время пребывания в Париже в марте 1865 г. Герцен разыскивал Николадзе по просьбе Огарева (см. письма 33—36, 38 и 40): видимо, Огарев хотел получить дополнения к его статье «Из Грузии», предназначавшейся для очередного листа «Колокола» (л. 196 от 1 апреля 1865 г.). Есть данные, что Николадзе был корреспондентом «Колокола» еще до своего отъезда из России (ЛН, т. 41-42, стр. 601—602). Возможно, что во время встречи с ним 21 марта Герцен начал переговоры о его постоянном сотрудничестве, продолженные затем Огаревым (см. письмо Николадзе к нему от 25 апреля 1865 г. — ЛН, т. 62, стр. 404—405). С апреля по сентябрь 1865 г. Николадзе был одним из самых активных сотрудников «Колокола» (ср. письмо 80), однако затем его участие в издании прекратилось. Об отношениях его с Герценом и Огаревым и о разногласиях между ними см. в письмах Николадзе Огареву за апрель—октябрь 1865 г. (ЛН<,> т. 62, стр. 402‑412).

    Ред.

    [71] приблизительно (франц.)<. – Ред.>

    Раздел сайта: