174. Н. П. ОГАРЕВУ
9 сентября (28 августа) 1867 г. Ницца.
9 сент<ября>. Понедельник.
Поздравляю с открытием писовки... Да, да и да, мне нечего было делать на этой Vanity fair[282] — и есть случай объясниться, что мы не с ними.
Я действую и по рассужденью, и по чутью. Конечно, есть демон подталкивающий — но баста ошибаться:
Польский вопрос,
Раскольники
проучили... Я готов всю полемику вынести на своих плечах.
Скажи Баку<нину>, чтоб прочел книгу Талбота «О Европе и России» (верно, есть у Георга или кого-нибудь, не то пришлю). И эту глупую дрисню с горохом превозносят! Жду писем. Прощай.
От Бамбер<гера> письмо самое удовлетворительное с двумя рекомендациями к банкирам.
Напишу, когда поеду. Ищу квартиру — и весь в чирьях (четыре!) и в сыпи. Вот море-то!
новостей,
«Journal de Genève»
и еще
пусть пришлет 5 экз<емпляров> «Ca<micia> rossa» на имя Visconti libraire.
Примечания
ЛБ). Впервые опубликовано: ВЕ, 2, стр. 486.
Год написания определяется упоминанием об открытии конгресса Лиги мира и свободы.
Поздравляю с открытием писовки ~ объясниться, что мы не с ними. — 9 сентября 1867 г. в Женеве открылся международный конгресс Лиги мира и свободы (см. о нем в комментариях к письмам 165 и 168).
... Польский вопрос... — Герцен имеет в виду последствия той позиции, которую «Колокол» занял в отношении польского восстания 1863 г.
... Раскольники... — Подразумевается неудачная попытка установить контакт с эмигрантами-старообрядцами, предпринятая Герценом и Огаревым в 1863—1864 гг. (см. XXVII, 444‑446, 489‑490, 829 — письма к О. С. Гончарову от 10—14 марта и 4 июля 1864 г.).
— Представители «молодой эмиграции». Предпринятая в 1864—1865 гг. попытка наладить сотрудничество с ними на основе общеэмигрантского органа привела к полному разрыву Герцена с «молодыми» (см. об этом в комментариях к письму Н. И. Утину от 25 декабря 1864 г. — XXVII, 885 и письмо Огареву от 8 января 1865 г. — XXVIII, 10).
Скажи Баку<нину>, чтоб прочел книгу Тальбота «О Европе и России»... — Е. Talbot. L’Europe aux européens. Les russes ne sont pas des européens. Paris, 1867. В этой книге проводилась та же идея, что и в этнографическом «труде» Ф. Духинского (см. письмо 160 и комментарии к нему).
Прошу Тхоржевского новостей, «ève»... — См. письмо 173 и комментарии к нему.
Ответ Н. П. Огарева от 12 сентября 1867 г. — ЛН, ‑40, стр. 470—472.
— Ред.