• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 11 сентября (30 августа) 1867 г.

    175. H. П. ОГАРЕВУ

    11 сентября (30 августа) 1867 г. Ницца.

    11 сент<ября>. Середа.

    Жду с ярым нетерпением ваш рапорт и фельетон Тх<оржевского>. Меня сокрушает моя сыпь, и я от нее не поехал к Ротш<ильду>. Пять небольших чирьев и мелкая сыпь. D-r дает bicarbonati di potassi для мытья. К утру, кажется, все кончено, а как только на солнце или много ходишь до поту, сыпь и красные пятна выступают. Да это бы ничего, но тогда начинает чесаться и колоть.

    <atalie> остается до весны. Хотя она и грозит, что если нужно, то уедет в Дрезден, когда приедет Ал<ексей> Алексеевич), но не верю в решимость. Страннейший нрав. С учителем музыки была стычка — и мне надобно было употребить колоссальные усилия, чтоб смягчить дело. А учителя превосходные. Ну не безумство ли? «Да он кричит на Лизу — и она может от этого занемочь, у нее нервы расстроены». А она бросается в море и плавает полчаса, растет сильна... где же болезнь? И еще — она любит и боится учителя и учится хорошо у него. «Я не хочу, чтоб этот мерзавец учил». — «А я — такого бессмысленного поступка — и должен буду уехать» etc. Кой-как уладил. Она ему написала, чтоб «не кричал» — он добродушно извинился... Вот и писовка.

    Мое предисловие готово. Я пишу теперь lettre à M. Bacounine. В нем-то я хочу на свой манер бросить перчатку, шитую жемчугом по бархату, — Западу. Благословите, отцы-святители, — у меня накипела такая злоба, что я пишу с мягкостью млека и меда. Там я скажу in extenso, что сказал в письме к Барни. (Ты мне ничего не писал о его получений, я послал 3-го.)

    Я здесь дождусь последнего письма о писовке — и тотчас поеду. В Трувиль мне ездить незачем. В П<ариже> пробуду 5 или 6 дней. Пиши сюда до перемены адреса.

    «писовку», ты не скупись и скажи Тхор<жевскому>, чтоб он за меня взносил или за себя на мой счет. .

    Кланяйся Бак<унину>, жду письма от него.

    Жара здесь продолжается — сегодня тучи, может, будет легче.

    В письмах будьте мудры, яко змии.

    После обеда, 5 часов.

    «Юмор». Нет, господа Tchernychevsky et école[283], вы не вырвете эту полосу поэтического пробужденья — этот юный размах и пр.

    Писем нет. Если б я не знал, что есть тайные мощи, — то на этот раз я очень рассердился бы.

    Ждал, ждал, —

    ну, стало, прощайте.

    — хочет сама отправить.

    Сегодня было письмо от Ал<ексея> Ал<ексеевича> — ничего.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: BE,  2, стр. 486—487.

    Год написания определяется упоминанием о проходившем в Женеве конгрессе Лиги мира и свободы.

    Жду с ярым нетерпением ваш рапорт и фельетон Тх<оржевского>. — Т. е. сообщений о женевском конгрессе (см. комментарии к письму 165).

    Мое предисловие готово (см.  — Предисловие — «Prolegomena» (см. комментарии к письму 149). Письмо к М. А. Бакунину Герцен уничтожил (см. письмо 179). О письме к Барни см. комментарии к письму 169.

    Читал два вечера Тате «Юмор». — Поэму Н. П. Огарева («Юмор», Лондон, 1857).

    ЛН, ‑40, стр. 472—473.

    [283] Чернышевский и его школа (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: