• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Герцену А. А., 14 (2) сентября 1867 г.

    177. А. А. ГЕРЦЕНУ

    14 (2) сентября 1867 г. Ницца.

    14 сент<ября>. Суббота.

    Женевский конгресс, кажется, лопнул без пользы — и чуть ли не Гар<ибальди> виноват. Подробностей я еще не знаю (письма почти вовсе не доходят со времени конгресса или дня через четыре). Бакун<ин> и Огар<ев> вице-президентами. Бак<унин> говорил речь, я недоволен ею (читал, впрочем, только сокращение). Я написал Барни объяснительное письмо, почему не приехал. Со временем напечатаю. — Это будет черта. Я нахожу, что мы в ложном положении с запад<ными> демократами и до объяснения работать вместе не можем.

    <иканское> дело. Я уже тебе писал,что до окончания (в ноябре) ничего обещать не могу — положись на меня, все будет сделано. — О ренте ты меня не понял — надобно для того работать, что одной ренты достанет только про нужду — больше 10 000 ренты ты никогда не будешь иметь — но с работой и оборотами доведешь ее легко до 20 т<ысяч>. Больше 20 т<ысяч> тратить не нужно и женатому.

    Что ты пишешь о холере, очень интересно — но к терапии вряд ведет ли. У меня вот что сделалось: сначала от укусов комаров небольшие ранки, морской водой их разъело — затем сыпь на руках и один нарыв под мышкой — потом сыпь на груди и пять нарывов поменьше. D-r дал sol. carbon, de potasse[285] мыть, велел всякий день брать ванны простой воды с отрубями (son) — ни малейшего действия, я перестал пить водку и пиво, пил одно легкое бордо — ничего. Как только мне жарко или пот, начинается зуд с колоньем. Неужели и тут медицина несостоятельна?

    Квартиру новую нашли — 20 переезжаем. Тут же на Promenade, возле Hôtel Victoria, — пиши по прежнему адресу — № не знаю.

    Тата, вероятно, к зиме воротится. Ей помещенье славное— и вид. Если у вас нет квартеры, не торопи ее. Лиза учится прекрасно (когда хочет — по счастью, хочется теперь часто).

    Прощай.

    <ова> послал.

    Примечания

    Печатается по фотокопии с автографа (IISG). Впервые опубликовано: Л —10.

    Женевский конгресс, кажется, лопнул без пользы... — Комментируемое письмо является первым откликом Герцена на итоги закончившегося 12 сентября 1867 г. женевского конгресса Лиги мира и свободы (см. комментарии к письму 165).

    В резолюции, принятой конгрессом, отмечалось, что «... правительства великих европейских держав оказались не в состоянии обеспечить равномерное развитие всех духовных и материальных сил современного общества», что «... существование и увеличение регулярных армий исподволь порождает войну, которая несовместима со свободой и благосостоянием всех классов общества, особенно рабочего класса...» Конгресс рекомендовал «поставить в порядок дня во всех странах вопрос о положении трудящихся и неимущих классов...» («L’Indépendance Belge», № 260, 17 сентября 1867 г.). Однако никакой программы конгресс выработать не сумел и поручил ее составление постоянному комитету, который должен был представить ее на утверждение следующего конгресса в 1868 г.

    Идея созыва конгресса Лиги мира и свободы сепаратно от конгресса Международного Товарищества Рабочих, проходившего в Лозанне со 2 по 8 сентября 1867 г., встретила отрицательное отношение К. Маркса. В речи на заседании Генерального Совета 13 августа 1867 г. Маркс высказался вротив официального участия Международного Товарищества Рабочих в конгрессе Лиги и внес соответствующую резолюцию (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 16, стр. 210, 556; см. также письмо в Ф. Энгельсу от 4 сентября 1867 г. — Соч., т. XXIII, стр. 439—440).

    ... чуть ли не Гар<ибальди> виноват. — Упрек Герцена был вызван, по-пидимому, нечеткой позицией, занятой Гарибальди на конгрессе Лиги мира и свободы. Избранный президентом конгресса, Гарибальди выступил с краткой речью: «Все нации — сестры. Война между ними невозможна. Все их ссоры будут переданы на рассмотрение конгресса, члены которого избираются демократическими обществами всех народов. Папство, как человеческое учреждение, объявляется низверженным... — Только демократия в состоянии уничтожить бич войны, ниспровергнув ложь и деспотизм... Только раб имеет право воевать с тиранами». Наряду с этим Гарибальди призвал участников конгресса признать веру в бога и проповедовать религию по всему миру («L’Indépendance Belge», № 254, 11 сентября 1867 г.). Выступление Гарибальди против папства вызвало резкое возражение Фази, широко комментировавшееся в западной прессе. Не дожидаясь окончания работы конгресса и голосования своих тезисов (они были потом отклонены), Гарибальди 11 сентября неожиданно покинул Женеву. В письме к Герцену от 12 сентября 1867 г. Огарев писал: «На конгрессовке президентом выбран был Гарибальди, два дня был; раз говорил — тоже общие места, на 3-й день уехал. Слухи ходят, будто его швейцарское правительство просило уехать. Не знаю, кто пустил это в ход по городу, но сомневаюсь в истине, ибо накануне сам Гар<ибальди> (у которого я был с М <униной>) говорил мне, что он просто не может дольше остаться, потому что некогда» (ЛН, т. 39‑40, стр. 470—471).

    Бакун<ин> и Огар<ев> вице-президентами. — Эти сведения неточны (см. комментарии к письму 176).

    Бак<унин> говорил речь, я недоволен ею... — Речь Бакунина на конгрессе Лиги мира и свободы см.: Письма Б, —423. Основной ее мыслью было требование уничтожения централизованных государств как органов насилия: «Всеобщий мир будет невозможен, пока существуют нынешние централизованные государства. Мы должны желать их разложения, чтобы на развалинах этих единств, организованных сверху вниз деспотизмом и завоеваниями, могли развернуться единства свободные, организованные снизу вверх...» (Письма Б, стр. 422). Герцен ознакомился с речью Бакунина в кратком и искаженном пересказе французских газет. Его недовольство, в сущности, не имело оснований, поскольку Бакунин высказал мысль о единой природе государственной машины в России и на Западе, аналогичную той, которую Герцен высказал по поводу его речи в письме 179: «Сущность религиозной, бюрократической и военной цивилизации везде одинакова. Она цинично груба в России, прикрыта конституционной, более или менее лживой личиной в цивилизованных странах Запада, но принцип ее все один и тот же — насилие внутреннее под предлогом общественного порядка; насилие внешнее под предлогом равновесия...» ( Б, —421). Огарев не был согласен с Герценом в оценке речи Бакунина и в письме от 27 сентября 1867 г. писал: «Кстати о Бак<унине> — не знаю, в каком издании ты читал его речь (не по долгор<уковской> брошюре же) — но не знаю, что же ты в ней нашел глупого? Она вся заключается в том, что В основание возможного мира поставить надо социализм и федерацию и что иначе он невозможен. Эта мысль весьма верна, и недоставало только прибавить, что так как двух первых посылок нет, то конгрессовка может послужить попыткой собора, но на этот раз удаться не может. Сказать этого было нельзя, след., речь и осталась при своем основном силлогизме» (ЛН, т. 39‑40, стр. 477).

     — См. комментарии к письму 169.

    Я нахожу, что мы в ложном положении с запад<ными> демократами и до объяснения работать вместе не можем. — О соображениях, побудивших Герцена отказаться от участия в работе женевского конгресса Лиги мира и свободы, см. статьи «Prolegomena», «Un fait personnel» и комментарии к ним.

     — См. письмо 170 и комментарии к нему.

    Журнал и Выруб<ова> послал. — По-видимому, А. А. Герцену было выслано два журнала: «Pensée Nouvelle» (см. комментарии к письму 150) В «La Philosophie positive» (см. комментарии к письму 89). В письме 167 Герцен извещал сына о выходе «Pensée Nouvelle» и обещал выслать его. Ср. также письмо 172, в котором «La Philosophie positive» именуется «вырубовкой».

    [285] раствор углекислого калия (лат.). — Ред.