• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 8 января 1865 г. (27 декабря 1864 г.)

    5. Н. П. ОГАРЕВУ

    8 января 1865 г. (27 декабря 1864 г.). Монпелье.

    8 января 1865.

    Hôtel Nevet. Montpellier.

    <аря> пришло. Я с неделю пробуду здесь и поеду в Париж, оттуда, вероятно, в Лондон, чтоб готовиться к переезду. Наконец страх перед «мальчиками» у меня прошел. После ежедневных прений и разговоров, в которых под скрытой симпатией и уважением крылась мелкая оппозиция и желание захватить в свои руки «Кол<окол>» и деньги Б<ахметева>, после программы, которую я послал тебе, — за час до моего отъезда является один из них с заявлением, что цюрихские г<оспо>да не согласны (С<ерно>-Сол<овьевич> — главный противник наш, Якоби и Шелгунова), что они стоят на своем: «Колок<ол>» издавать по большинству голосов или издавать свой жур<нал> на бах<метевские> деньги. Итак, то, что предвидел Л<угинин>, что говорил К<асаткин>, — все оправдалось. Пора же наконец и тебе окончательно вразумиться на их счет. У них нет ни связей, ни таланта, ни образования, один Мечников умеет писать, им хочется играть роль, и они хотят нас употребить пьедесталем.

    Я доказал им, до чего идет моя уступчивость, Л<угинин> и К<овалевск>ий дивились мне. Ну и баста. Ты знаешь, у меня никогда не лежало к ним сердце — у меня есть свое чутье.

    Но на «Кол<окол>» надобно обратить внимание. Ты не умеешь читать газеты, проси помощи у Долгор<укова>. О Бондаренке и еще о ком-то, о их приговоре было в газетах, о приговоре Баллода, Писар<ева>, Жуковск<ого> было в газетах. В феврал<ьском> листе будет мое 3 «Письмо» и пожалуй статья, которую я послал из Женевы (получена ли?). Но «Смесь», «Смесь»...

    — я твоим личным вкусам не хочу препятствовать — но работать с ними нельзя.

    А как на первые месяцы газеты? Что, не даст ли Долг<оруков> — за треть цены? В Женеве трудно было доставать — а здесь невозможно.

    <ендуемая> вновь Фогтом, мне не нравится (en effigie[3] и по описанию).

    Если б на эти месяцы могла приехать Симоновичева — это было бы хорошо. Она в большой нужде, мысль пансиона лопнула — муж поехал искать места, у ней один ребенок. В общество сильных дам она, кажется, не принята.

    <alie> смутны. Здесь им положительно хорошо, и добрые люди, и доктора — всё есть. Климат положительно хорош. Но в феврале можно, пожалуй, переехать в Канн и, там собравшись весной, поставить памятник, схоронить детей и ехать в Женеву. Тате, полагаю, нужно будет 4 мес<яца> в году жить хоть во Флоренции. Я второму сближению буду помогать, но пусть все сделается само собою.

    Повторяю, Лиза на сию минуту здорова и шалит меньше. Сашу она любит страстно и не выпускает из комнаты. Письмами Ольги и Таты я бесконечно доволен. Собраться в Ницце можно бы к концу апреля и там провести 2 мая.

    Вот мой проект. Напиши, что ты думаешь насчет дома в Женеве.

    <enri> и его помещения все, что узнал, не очень удовлетворительно — жду письмо от Жук<овского>. А то просят много денег — от 1500 до 1600 за пансионера. Фогт гов<орит>, что фр. за 800 найти можно, но все спрашивают: «Во что готовят молодого человека?» — а этого-то я и не знаю. Я полагаю, что сперва надобно переехать тебе одному и потом приискивать.

    <рафию> на акциях я писал — это пойдет, но с другим кругом. Чернец<кому> не мешало бы думать о продаже станка. Какая досада, что у него его красавица — в доме можно бы было поместить и типографию и его. Но с ней я не могу — несмотря на то, что Nat<alie> соглашается.

    Саша едет завтра в ночь (в час — утром, послезавтра будет в Ницце).

    Лечись и пиши статьи, я ничего не могу делать.

    Прощай.

    <жевский> может устроить с нами papeterie[4] в Женеве. Переплетчик идет. Если будешь тотчас отвечать, может, письмо твое и застанет здесь.

    Рукой Лизы Герцен:

    Папа целую.

    Примечания

     6, стр. 675—676 (неполно и неисправно).

    ∞ готовиться к переезду. — См. комментарии к письму 6.

    Наконец страх перед «мальчиками» ∞ Я доказал им, до чего идет моя уступчивость... — См. письмо 3 и комментарии к нему.

    О Бондаренке ∞ было в газетах... — 11 (23) ноября 1864 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» был опубликован приговор, вынесенный П. Баллоду, Д. И. Писареву, Н. И. Жуковскому и др. за распространение антиправительственных прокламаций. Приговор поражал своей жестокостью, тем более что вина некоторых осужденных не была доказана. 27 ноября 1864 г. в Киеве были расстреляны мещане А. Бондаренко и Г. Макеев за драку с тюремным часовым («Санкт-Петербургские ведомости», 12 декабря 1864 г., № 290). Об этих приговорах шла речь в заметке Огарева «Реформы и проекты реформ, казни и ссылки, вел. князь Михаил Николаевич, Катков и Шедо-Ферроти» (К, л. 194 от 1 февраля 1865 г.).

    <ьском> листе ∞ я послал из Женевы... — В «Колоколе», л. 194 от 1 февраля 1865 г., были напечатаны следующие статьи Герцена: «Письма к противнику» (письмо третье), «П. Ж. Прудон». Статья, посланная из Женевы — «Освобождение крестьян в России и польское восстание», напечатанная за подписью «В—ъ»; автор ее неизвестен.

    Женевка, реком<ендуемая> вновь Фогтом... — Гувернантка для Лизы. Расчеты Герцена на то, что до переезда Н. А. Тучковой-Огаревой в Женеву эту роль сможет взять на себя одна из сестер Симонович, не оправдались (см. письма 8 и 9).

    ∞ все сделается само собою. — Герцен надеялся, что овладевшее в это время Н. А. Тучковой-Огаревой чувство вины перед ним и раскаяния в разрыве с Н. А. и О. А. Герцен поможет объединить распавшуюся семью (см. письма Герцена за январь — февраль 1865 г.). Однако, в отличие от весны и лета 1864 г., Герцен предоставил «второе сближение» между Н. А. Тучковой-Огаревой и его старшими дочерьми всецело их доброй воле и естественному ходу вещей. Герцен рассчитывал, что сбор в Канне и совместная поездка в Ниццу для похорон близнецов и установки памятника на могиле его жены послужат началом нового этапа жизни семьи. Ср. письмо 6 и комментарии к нему.

    Письмами Ольги и Таты... — Эти письма неизвестны.

    — День смерти Н. А. Герцен. Намерение провести его в Ницце не было осуществлено — с 17 апреля 1865 г. Герцен находился в Женеве (см. письмо 54).

    Насчет H<enri> ∞ потом приискивать. — Речь идет о поисках подходящего пансиона для Генри Сетерленда, который должен был переехать с матерью в Женеву.

    Про типог<рафию> на акциях я писал... — О передаче Вольной русской типографии акционерному обществу см. в письме 8 и в комментариях к нему.

    — Несмотря на разъезды и заботы, в которых Герцен провел январь и февраль, при его активном участии вышли лист 194 «Колокола» от 1 февраля (см. выше) и лист 195 от 1 марта 1865, в котором были помещены: «Прививка конституционной оспы» и «Царское non possumus».

    <жевский> может ∞ в Женеве — См. письмо 8.

    [2] Впрочем (франц.)<. – Ред.>

    — Ред.

    [4] писчебумажный магазин (франц.)<. ‑ Ред.>