• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 20 (8) сентября 1868 г.

    408. Н. П. ОГАРЕВУ

    20 (8) сентября 1868 г. Париж.

    20 sept<embre>. 3 heures. Воскрес<енье>.

    Gafe Foi.

    Еду в 8 вечером — если ничего не помешает — в Vichyтуда пиши: Dep<artement> de l’Allier — poste restante.

    <atalie> ни даже поклона, видно недосуг.

    «Соврем<енность>» здесь купил и читал, статья неважная.

    К тебе явится профессор Стебут — прими его ласково, он со мной был очень любезен.

    Вчера встретился с Вас<илием> Боткиным. Он проживет еще двадцать лет, кряхтя и хилея. Говорит, что он никогда ничего против меня. Я был so sarkastisch[76] — как мог. Он мне ненавистен.

    Насчет Сер<гея> Ботк<ина> могу сказать, что со мной он был выше похвал. Доктор — гениальный. — В России он берет (т. е. ему дают), говорил Белоголовый, от 20 до 25 руб<лей> сер<ебром> за визит в минуту — по этому расчету я ему должен был бы 2000000 (конечно, я и не заикался).

    — из Виши ездить можно в Лион, он не против перерывов леченья — дни на два, на три.

    Встретил Циммермана — американца, родственника Мерчинского.

    Буду во вторник или середу в Лионе — пусть мне тотчас N<atalie> или Тата напишут в Vichy (p<oste> rest<ante>) из Лиона — а не то я их найду.

    Примечания

    Печатается по фотокопии с автографа (ЛБ). Впервые опубликовано: BE, 1908, № 3, стр. 139.

    Письмо Огарева, на которое отвечает Герцен, неизвестно.

    «Соврем<енность>» , статья неважная. — Вероятно, речь идет о № 7 «Современности», датированном 15 сентября 1868 г.; и о помещенной в нем анонимной программной статье «Народное дело».

    Вчера встретился с Вас<илием> Боткиным ~  — Об этом свидании Герцена с В. П. Боткиным в парижском кафе de la Rotonde, состоявшемся по желанию В. П. Боткина, Н. А. Белоголовый впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Герцен был холодно спокоен, только на лице его, всегда открытом и ласковом, появилось что-то дотоле мне незнакомое: его добродушная улыбка исчезла, а глаза приняли строгое и даже жесткое выражение. В. П., видимо, не ожидал такого сурового приема, в смущении усиленно закивал головою (это была его особенность), беспокойно заерзал на стуле и заговорил каким-то заискивающим, не своим естественным голосом: „Давно, давно не видались, А. И.; а вот к нам и старость подкралась; я все хвораю, едва таскаю ноги, без костыля не могу, да и вы тоже, как слышал от брата, не в порядке”» (Н. А. Белоголовый. Воспоминания, СПб., 1901, стр. 546).

    Грус и кус. — Привет и поцелуй (нем. Gruß und Kuß).

    [76] столь саркастичен (нем.). — Ред.