• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 18 - 21 (6 - 9) октября 1868 г.

    435. Н. П. ОГАРЕВУ

    18—21 (6—9) октября 1868 г. Виши.

    18 октяб<ря>. Воскресенье.

    Vichy.

    «La bourse ou la vie»[122]. Если ты сколько-нибудь убежден в мнении Майора — если операция трудна — то следует ли и начинать? Мне кажется, что ты с очень неприязненной точки смотришь на операцию и делаешь уступку — не проще ли же ее не делать?

    Важный вопрос — можешь ли ты сколько-нибудь ходить без костылей — и оброс ли костью перелом?

    Получив твое письмо, мы поедем и, стало, в середу наверное (если что не помешает) будем в Lyon’e — туда и пиши poste rest<ante>. Если нужен Люке, если ты хочешь его — я сейчас напишу к Фогту и сам поеду. Если нет — я торопиться не буду. Делай по интимному внутреннему голосу.

    — смерть Алексей Александр<овича> — Химика; он умер 72 лет в Петербурге.

    Второе — на место Маттеучи (вспомни мое пророчество) поступил гнусный ретроград — он уже начал делать неприятности Шиффу и, между прочим, увидя, что Саша отпущен на семестр, сказал, что если он не приедет к 2 ноября, он его исключит из службы. Саша требует моего совета. Я ему писал подробно. Тут опять история твоей операции — человек сам должен решать. Мое мнение — написать Parlatore гордое и холодное письмо и бросить место. Остаться семестр в Берлине — и в продолжение этого времени высондировать, может ли он как швейцарец съездить в Россию, а там узнать, может ли он надеяться на место, — пока же ехать в Москву к Егор Ив<ановичу>. — Может, это и не пришло бы в голову мне — но вместе с письмом Саши прислала Мар<ья> Касп<аровна> письмо Ег<ора> Ив<ановича>, который с величайшим вниманием спрашивает о Тате, Саше и пр., и просит их писать. Вероятно, и смерть Ал<ексея> Ал<ександровича> его двинула. При свиданье с Сашей он может многое сделать и передать ему.

    Как ты обо всем этом думаешь? Саша своей женитьбой прямой путь работы исказил. В России мое имя ему все же поможет. Во всяком случае, если он решится, я его зову на общее совещание в Женеву — без Терезины.

    Засим поручаю вас молитвам пресвятой девы.

    ____

    Я Тхор<жевскому> послал портрет, получил ли он? Портрет, впрочем, плох.

    «Колок<ол>» так опоздал, не понимаю? Насчет того, что «Кол<окол>» издать двойной 1 декаб<ря>, ты не отвечал. Насчет Карабанова записок — тоже.

    19. Понедельник.

    Дождь льет два дня — едем в середу в Лион. Здесь было очень покойно, и мир у нас удержался — без Бернского конгресса.

    12 часов. 20. Вторник.

    Ответа нет от тебя — но, вероятно, скоро будет, т. е. сегодня вечером. Если получим, едем завтра в 10 утром и в 1/2<жевский> бумаги Долгор<укова> для разбора — и где юный прынц? — Прошу писать Lyon — poste restante.

    Если ты все еще хочешь Люке — я могу 25 быть в Берне и Женеве. С тех пор как холодно, мы начинаем мечтать все о Ницце — я предлагаю Барцелону — это à la mode[123].

    21. Середа.

    7 утра. Письма нет. У Таты болит голова — придется ехать завтра утром.

    Печатается по фотокопии с автографа (IISG). Впервые опубликовано: PC, 1886, № 12, стр. 675—676.

    Ответ на письмо Н. П. Огарева от 15 октября 1868 г. (ЛН, —40. стр. 491—492).

    ... с иллюстрацией Майора... — Огарев переслал «на усмотрение» Герцена сделанный доктором Мейером рисунок, изображавший переломы на ноге Огарева. По мнению Майора, писал Огарев об операции, она была бы «опасным безумием».

    ... вспомни мое пророчество... — См. письма 363 и 366.

     — Парлаторе.

    ... юный прынц — князь В. П. Долгоруков.

    ... я предлагаю Барцелону — это a la mode. — Намек на развитие революционных событий в Испании.

    [122] «Кошелек или жизнь» (франц.). — Ред.

    [123] модно (франц.). — Ред.

    Раздел сайта: