• Приглашаем посетить наш сайт
    Черный Саша (cherny-sasha.lit-info.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 1 января 1869 г. (20 декабря 1868 г.)

    1. Н. П. ОГАРЕВУ

    1 января 1869 г. (20 декабря 1868 г.). Ницца.

    1 января 1869. Ницца.

    Ну вот и с Новым годом. Как ты встретил? Я — скучно... не от физических болезней, а от психических, которые идут опять crescendo[1]. В новом году лучшего ничего не будет, и я, чтоб улыбнуться, смотрю назад в анфиладу 59... 49... 39 и до 1829 (год вступления в Университет). Я вчера Лизе читал в «Был<ом> и д<умах>» мою встречу Нового года 1838 с Матвеем на станции между Казанью и Нижним — fuimus![2]

    Посылаю Чернецкому корректуру, бумаги Долгор<укова> без заглавий, без хронол<огического> порядка[3] — очень безобразны. Да куда вы это всё торопитесь — и отчего такой недосуг? Ни вариаций шрифта, ни вообще типографского кокетства нет ни тени у Чер<нецкого> — но это не мешает иметь нам и зависит чисто от вниманья. К чему издавать «Прибавл<ение>» к 12... можно к 22... и вообще есть маржа до 31 января — месяц целый.

    Вот и твое письмо от 29 — вместе с письмом от Тхор<жевского> от 30. Я думаю, что к Новому году и к праздникам увеличивается переписка так, что почта теряет голову.

    Неужели у тебя нет никаких занавесок, что ты бегаешь от солнца; если нет, спроси у Тхор<жевского>, нет ли стор у нас.

    Я никогда не воздерживал антиолигархического задора.

    Аu fond[4], Майор взял немного, что же тебе противно и малопонятно?

    Русскую корр<ектуру> посылаю тебе — распорядив заглавия и прибавив анекдот об Орлове, отошли Чернецк<ому>. Mise-en-page[5] я требую.

    Если нужно будет, отбери из семейных бумаг Дол<горукова> что можно уступить Долгор<у>кой. Это не хитро.

    Что за ушиб Мери? Передай happy New Year[6].

    Еще прививная оспа ничего не сделала.

    Nat<alie> болезнь идет, как у Таты, своим медленным шагом. Она постоянно сердится.

    Примечания

    Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: ЛН, т. 61, стр. 425.

    Я вчера Лизе читал в «Был<. ом> и д<умах~>» мою встречу нового года 1838... СмVIII, 301—303 (глава XVIII части второй).

     — «Supplément du Kolokol»

    ... бумаги Долгор<укова> без заглавий, без хронол<огического> порядка — очень безобразны. — С. Тхоржевский получил в наследство от кн. П. В. Долгорукова большое собрание документов, обличавших самодержавие. Предварительный просмотр архива и отбор бумаг для публикации в «Supplément du Kolokol» Герцен произвел сам в ноябре 1868 г. (см. письмо к Н. А. Герцен и Н. А. Тучковой-Огаревой от 10 ноября 1868 г. — т. XXIX, кн. 2). Тхоржевский намерен был издать наиболее интересную часть архива Долгорукова отдельным сборником — как продолжение его «Записок», вышедших в 1865 г. (см. XX, 515—516). Публикация отдельных документов, подготовленная С. Тхоржевским при участии Н. П. Огарева для «Supplément du Kolokol», которую Герцен получил в уже набранном виде, произвела на него крайне неблагоприятное впечатление (XX, 831—833).

    здесь: запас времени (от франц. la marge).

    Вот и твое письмо от 29 — вместе с письмом от Тхор<жевског> от 30. Эти письма неизвестны.

    <ектуру> посылаю тебе... Часть материалов в «Supplément du Kolokol» была напечатана по-русски.

     Среди материалов из архива кн. П. В. Долгорукова, напечатанных в «Supplément du Kolokol» от 15 февраля 1869 г., была помещена следующая документальная запись екатерининского времени, озаглавленная «Из записок Карабанова (изустное предание графини Анны Иродионовны Чернышевой)»: «В октябре 1762 г. после коронования Екатерины II фаворит ее, много способствовавший восшествию на престол, едва не обвенчался с нею в Троицко-Сергиевской лавре. В продолжение этого времени за приятельским обедом в хмельном расположении Орлов дал почувствовать, что может соделаться супругом императрицы. „Берегись, — сказал Чернышев, — ты один, а нас много”. И, показавши столовый нож, прибавил: „". „Опомнись, — отвечал Орлов, — не лишись службы”. — „Ею не дорожу”, — повторил граф. На другой день последовал именный указ, что граф Захар Чернышев отставляется, потому что ни нам, ни отечеству служить не желает. Это было кратковременно, Екатерина образумилась и снова приняла его в службу» (ср. XX , 831).

    [1] возрастая (итал.);

    [2] мы были! (лат.). — Ред.

    [5] Верстку (франц.). — Ред.

    [6] поздравление с Новым годом (англ.). — Ред.

    Раздел сайта: