• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 29 (17) июля 1869 г.

    131. Н. П. ОГАРЕВУ

    29 (17) июля 1869 г. Брюссель.

    29 июля. 18, Rue de Paris.

    Вчера письмо + письмо Кинкеля получил. Сегодня в 7 утра, «телеграмм» — ergo, ты мое предложение принял. Так как, не побывав в Париже, я не могу выставить на трату остальные 7950 фр., то прошу требования делать заблаговременно — almeno[252] за 15 дней. — Ты знаешь, что я протестую. Ты должен oser[253] взять на свою ответственность все подобные траты.

    О разделе капитала и о том, что я употреблю для спасения 10 т<ысяч> — их все на типографию — которая и будет представлять помещенный капитал, но не легко убакуниваемый, — я составлю записку, и ее мы напечатаем — как отчет[254].

    — из твоей половины тоже спасти тысяч 5 в типографии.

    Кашлям лучше. — Лиза сегодня отправляется в школу.

    <жевскому>, в 1500 фр. — из них он возьмет себе 450 и 1050 вручит тебе.

    Не могу ли я получить послед<нюю> печатную затрещинку — которую поправлял Бакун<ин> в «языке»?

    Инженер рассказывал много интересного о железных дорогах. Концессии вообще в руках Каткова. Одну только рыбинскую провел Конст<антин> Никол<аевич> — но и за это Катк<ов> теребит.

    Примечания

    Впервые опубликовано: BE, 1908, № 1, стр. 136.

    Год определяется временем пребывания Герцена в Брюсселе. Внизу листа цифровые выкладки (рукой Огарева?): 7950

    1050

    9000

    150

    9150

    300

    9450

     + письмо Кинкеля получил. Сегодня, в 7 утра, «телеграмм»... — Письмо и телеграмма Огарева и пересланное им письмо Г. Кинкеля неизвестны.

     — Речь идет о «бахметевском фонде», из которого Огарев, по настоянию Бакунина и Нечаева, требовал крупных выдач для «агитационной кампании» в России. По словам Н. А. Тучковой-Огаревой, она «напала на счастливую мысль, которую тотчас же сообщила Герцену». — «Он ее одобрил и поступил по моему совету; вот в чем она заключалась: следовало разделить фонд по 10 тысяч франков с Огаревым и выдавать из его части, когда он ни потребует, но другую половину употребить по мнению исключительно одного Герцена. Последний желал этими деньгами расширить русскую типографию, чтоб со временем новые русские эмигранты воспользовались ею» (Тучкова-Огарева,

    ... о смерти Б<а>х<метева> никто не говорил и ∞ он вправе потребовать. Передавая Герцену в 1857 г. 20 тысяч франков для нужд Вольной русской типографии на революционную пропаганду, П. А. Бахметев сообщил, что отправляется жить «на Маркизовы острова». «„Куда же я их дену?“ — спросил его Герцен. — „Ну, не будет нужно, вы отдадите мне, если я возвращусь, — отвечал Бахметев, — а не возвращусь лет десять или умру, употребите их на усиление вашей пропаганды“. С той поры о Бахметеве не было ни слуху, ни духу» («Былое и думы», XI, 344—349).

    <нюю> печатную затрещинку — которую поправлял Бакун<ин> в «языке». Речь идет, вероятно, об одной из прокламаций Бакунина.

     — Кого имеет в виду Герцен, не установлено.

    Концессии вообще в руках Каткова. — M. Н. Катков в своих многочисленных статьях, печатавшихся в «Московских ведомостях», уделял в это время огромное внимание строительству новых железнодорожных линий, оказывая прямое давление на правительство как в отношении направления магистралей, так и в распределении концессий.

    [252] по меньшей мере (итал.);

    Ред.

    [254] Не мешает помнить, что о смерти Б<а>х<метева> никто не говорил и что он вправе потребовать.

    Раздел сайта: