• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 22 (10) августа 1869 г.

    152. Н. П. ОГАРЕВУ

    22 (10) августа 1869 г. Париж.

    22 августа. Воскресенье.

    G<rand> H<ôte>l du Louvre. 2 часа.

    Наконец-то и ты написал о мелодраме. Здесь Пятк<овский>, Reclus и Выр<убов> ее знали. Двух суждений тут быть не может. — Я готов хоть сейчас Бундесраду написать, что отказываюсь от натурализации. Пером и словом (как генерал Дедякин III — «пером и мечом») готов служить Утину и к<омпа>нии. Передай им через Трусова мое полное и искренное участие и готовность писать — но для всего нужно знать факты, и без фиоритуры.

    Вот тебе, Ник, и республика!

    Бакунина, верно, не взяли потому, что велика масса, таких тюрем нет в Гельвеции — ах они поганцы, форельщики, иворнщики, часовщики — швейцары при Альпийских горах. Вот теперь только, почтенные, вы оцените мою статейку о Женеве.

    Ну что Резен? — Это интересно бы знать.

    ‒‒‒‒‒

    Я солгал бы, если б сказал, что особенно расчувствовался по поводу смерти С<ерно>-Сол<овьевича>, — все же он был ядовитый прыщ — виноват он или нет — не мое дело (ты же ни в чем не можешь допустить вину), — но клоп, невинно воняющий клопом, все же гадок. Он был не глуп — но задохнулся прежде дыма — самолюбием, завистью — и кусался — как бешеная собака.

    Поддерживай Чернецк<ого > в ревностном начале «Egalité» — бога ради — на места надежд почти вовсе нет. Печать будет — и деньги из фонда я даю взаймы на машину.

    Was willst Du denn mehr!

    ‒‒‒‒

    Посылаю на удивление миру карту одного из Бульонов.

    ‒‒‒‒

    Ах, надобно бы переехать просто и дефинитивно в Париж — ну, придавит чем-нибудь — туда и дорога. Надобно честь знать. В Швейцарии я жить не буду.

    ‒‒‒‒

    Что ты заботишься с кольцом и запиской — лежали три месяца, пролежат и три с неделей. — Рукописей сюда особенных не посылай — в Брюссель можно на мое имя и на старый адрес.

    — Все горячечку порешь.

    Примечания

    Печатается по фотокопии с автографа (BN). Впервые опубликовано: ЛН, т. 64, стр. 728—729.

    Письмо Огарева, на которое отвечает Герцен, неизвестно.

    ...о мелодраме. — Так называет здесь Герцен «дело Оболенской» (см. XX, 594—596), о котором Огарев ему ранее ничего не писал.

    Я готов хоть сейчас Бундесраду написать, что отказываюсь от натурализации. — Возмущенный действиями швейцарского правительства в истории с Оболенской, Герцен готов был отказаться от предоставленного ему еще в 1851 г. швейцарского гражданства и сообщить об этом в Швейцарский федеральный совет («Бундесрат»). Намерение это, однако, осталось нереализованным.

    Пером и словом (как генерал Дедякин III — «пером и мечом»)... — «Дренякиным II» в шутку называл себя Бакунин, подчеркивая свою всегдашнюю готовность к решительным действиям (см. ЛН, т. 62, стр. 773).

     — Имеются в виду последние главы «Скуки ради» в «Неделе» (XX, 473—486).

    ... по поводу смерти С<ерно>-Сол<овьевича>... — А. А. Серно-Соловьевич 16 августа 1869 г. покончил жизнь самоубийством. См. следующее письмо.

    Поддерживай Черне<цкого> в ревностном начале «Egalité»... — По-видимому, Огарев в своем письме сообщил о решении Чернецкого принять предложение редакции «Egalité» — печатать эту газету в его типографии, от чего он прежде отказывался.

    Was willst Du denn mehr! — «Чего еще тебе надо!» Неточная цитата из стихотворения Г. Гейне «Du hast Diamanten und Perlen» («У тебя есть алмазы и жемчуг»).

    ... карту одного из Бульонов — т. е. меню ресторана «Bouillon Duval», о котором см. письма 148 и 150.

     — Речь идет о пересланной Огаревым через г-жу Эртель записке к H. A. Тучковой-Огаревой (по-видимому, от Е. А. Сатиной) и кольце, предназначавшемся для Лизы. См. следующее письмо.

    Раздел сайта: