• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 4 сентября (23 августа) 1869 г.

    170. Н. П. ОГАРЕВУ

    4 сентября (23 августа) 1869 г. Брюссель.

    4 сент<ября>. Суббота. Bruxelles.

    Hôt<el> des Empereurs. R<ue> Neuve.

    <ября> «Siècle» напечатал мою статейку о деле Об<оленской>. Я ее завострил высылкой Мац<цини> из Лугано. — Вчера N<atalie>, Лиза и я обедали у Гюго, он развивал свои теории будущего — спорить было невозможно, — но кое-что против бакунизма вообще верно. Он не поедет в Швейцарию.

    Сегодня Лизе 11 лет. Хотелось бы ее позабавить — но нет знакомых детей. В театрах дают всё похабные пьесы. У Гюго она чуть не уснула вечером.

    Пят<ковский> отправляется тоже сегодня ко дворам. Я его просил прислать книгу Станкевича о Грановском. Читал ли ты в «Вест<нике> Европы» описание смерти Никитина — это ужаснее Кольцова.

    Засим довольно.

    Задал ты «квестию», как говорил некогда Тхорж<евский>, и задал ее еще в мудрено-наивно-ненаивной форме (письмо твое от 1 сент<ября> пришло, опоздавши «Что, ты меня оставляешь в Женеве или...» Так спрягаются глаголы deponens[289] — помнится — страдательно-деятельно. Саrо mio, это больше чем косность — и я решать не берусь — но готов сказать свое humble opinion[290].

    — я и не придумаю, скорее всего в Париже. Оттуда так же вытурят — как отсюда, если захотят, но там теперь гораздо интереснее. В Лондон — ехать следует в крайности. Полгода пройдет в переговорах — где же риск нанять квартиру над пансионом — риск потери ex<empli> gr<atia> 200, даже 300 фр. недоживу не должен останавливать.

    Выписать «Zukunft» следует по почте, ändl<erischem> Wege[291] — это азбука, — я буду ждать от Георга, почта из Берлина в Женеву ходит 30 часов — стало, в 90 часов можно получить со всеми замедлениями.

    «Голоса», «От<ечественные> зап<иски>» и пр. — все пришло исправно. Я вижу по «Голосу», что многое и не знаю из кландестинных вещей, напр<имер>, «Ни к кому?» — Да неужели, если у тебя что есть, ты не можешь прислать в пакете — или в двух-трех письмах по странице.

    Итак, уповая, что вы изволили нанять квартеру над Туцом, поздравляю с новосельем.

    Буду следить за Базельским конгр<ессом> — боюсь, что Бакун<ин> опять уйдет через край.

    Если на новой квар<тере> было бы место для моей мебели, я перевез бы к тебе и упразднил бы квартеру.

    Примечания

    Печатается по фотокопии с автографа (BN). ЛН,

    Год определяется упоминанием о «деле Оболенской»; 4 сентября приходилось на субботу в 1869 г.

    Письмо Огарева от 1 сентября 1869 г., на которое отвечает Герцен, неизвестно.

    <цини> из Лугано. — Дж. Маццини был выслан из Лугано 20 мая 1869 г. по требованию итальянского правительства, обвинявшего его в подготовке нового восстания в Милане. Свою статью о «деле Оболенской» Герцен закончил следующими словами: «Когда, несколько месяцев тому назад, больного Маццини без всяких серьезных оснований выслали из Лугано, мы подумали, что конфедерация катится по наклонной плоскости; однако мы были далеки от мысли, что она сделается филиалом петербургской полиции» (XX, 596).

    <atalie>, Лиза и я обедали у Гюго... — Об этом обеде см. стр. 241—242.

    Он не поедет в Швейцарию. — Гюго сообщил Герцену о своем решении не участвовать в предстоящем лозаннском съезде Лиги мира и свободы, на который он все же приехал.

     — Имеется в виду издание: А. В. Станкевич. Т. Н. Грановский. М., 1869. О нем см. также письмо 229.

    ... в «Вест<нике> Европы» описание смерти Никитина — это ужаснее Кольцова. — В рецензии А. С. Суворина на «Сочинения И. С. Никитина» («Вестник Европы», 1869, № 8) приведены выдержки из напечатанного в томе биографического очерка И. С. Никитина, составленного М. Ф. де Пуле, в том числе следующие строки: «Смерть прекратила страдания Никитина 16 октября (1861 г.) в половине пятого часа пополудни. С самого раннего утра неотрезвившийся старик не выходил из комнаты умирающего сына. Он стоял у его смертного одра и взывал сиплым голосом: „Кому отказываешь магазин? Где ключи? Подай сюда духовную!“ Эти слова, не произносимые, а выкликаемые, повторялись на все лады: „Иван Савич! подай ключи... Иван Савич, где деньги“ и т. д. Произносились и слова, угрожающие проклятием! Умирающий судорожно вздрагивал и умолял глазами сестру отвести старика в другую комнату...» (стр. 901).

    вопрос (польск. kwestia).

    Я вижу по «Голосу», что многое и не знаю из кландестинных вещей, напр<имер> «Ни к кому?»... — Герцен имеет в виду корреспонденцию «Из привисленского края» в № 222 «Голоса» от 13 (25) августа 1869 г., в которой сообщалось: «Г-н Бакунин снова начинает потешать почтенную публику. 2 августа в библиотеке квартирующего в городе Замостье полка получено несколько экземпляров трех сортов прокламаций: „К молодым братьям“, „К учащейся молодежи в высших учебных заведениях“ и „Ни к кому“, т. е. нечто вроде всесветного благовестия. Одно из этих воззваний почтил подписанием сам Бакунин, другое — Нечаев, а третье — никто; но суть их одна и та же — забота о самонародном якобы управлении, в сущности же о всесветной анархии, без войска, без чиновников, даже без образования...» Названия первых двух прокламаций приведены неточно — имеются в виду «Несколько слов к молодым братьям в России» М. А. Бакунина и «Студентам Университета, Академии и Технологического института в Петербурге» С. Г. Нечаева. Прокламация «Ни к кому» остается неизвестной.

    Буду следить за базельским конгр<ессом> — боюсь, что Бакун<ин> опять уйдет через край. — Базельский конгресс I Интернационала состоялся 6—11 сентября 1869 г. В период, предшествовавший открытию Конгресса, Бакунин развил кипучую деятельность, намереваясь стать «диктатором» европейского рабочего движения и захватить руководство I Интернационалом. Он направил в Базель значительное число своих сторонников, членов Альянса, чтобы добиться нужного для его целей большинства голосов.

     — О каком пакете идет речь — неясно.

    [290] скромное мнение (англ.);

    Ред.

    Раздел сайта: