• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 29 (17) сентября 1869 г.

    180. Н. П. ОГАРЕВУ

    29 (17) сентября 1869 г. Париж.

    29 сентяб<ря>. H<ôte>l du Louvre.

    На этот раз новостей довольно частных. Сатин прислал 1540 фр., из них подобает Мишели 400 — остальное тебе и с примечанием Сат<ина>, что «еще пришлет». (Это в всяком письме — как твое обещание длинных посланий.) По поводу этой присылки у меня твоих денег будет 2500. Ими, мой совет, распорядиться так: взять в ноябре 300 фр., в дек<абре> 300 и в конце года для счетов 300. Таким образом выйдет весь твой расход в 6500 — а с Туц<ем> в 7000. К Новому году останутся 1600, и будем ждать от Сатина. Оставляй всякий раз не у себя, в запасе. Это единственно верный способ, чтоб не было задержек.

    Далее, Тата пишет, что они все, т. е. Тата, и Ольга, и Мейз<енбуг>, собираются на днях в Париж. Для этого надобно приготовиться. Я писал Тате, чтоб она ехала, если хочет, сюда и советовал ей удалиться от истории Пенизи. А Ольге писал только, что странно — когда я звал ее из Флоренции в Геную, она не могла приехать, а на Вагнерову оперу — поехала из Ливурны в Мюнхен. Я писал Тате и Саше, что мне очень прискорбно систематическое удаление и отчуждение Ольги — наш круг при всех его недостатках и неспетостях все же лучше исто немецкого — вероятно, все это подействовало. Но учредится ли лучше общая жизнь — я не знаю. Внутри N<atalie> и Мейз<енбуг> ненавидят друг друга. — Надобно квартеру попросторнее — а квартеры здесь всего дороже. Кварт<еры>, которые в 1850 году были по 400 фр. в месяц — теперь по 750... и 800 в месяц. — Я приезда, впрочем, не отклоню — но главный вопрос в том, сами-то мы останемся ли здесь? Выгод с одной стороны — и невыгод с другой много. Все же подчиняется одному. — Я совсем иначе смотрю на историю с Пенизи. — Тата поддалась и хорошему и дурному влиянию их хора, самую гибельную роль играл Левье — и она вовсе не прочь идти замуж за слепого, хотя прямо не говорит. Это такое несчастье было бы, от которого и без диабета лопнут последние силы. Если б ты умел ловко затронуть эту струну — ты мог бы воспользоваться своим влиянием... разумеется, осторожно. К тому же они, вероятно, проедут Женевой.

    У меня мутится в голове от мысли, что именно Тата — это светлое и гармоническое существо — убьет себя такой нелепостью. Пишу ей сегодня. И что тут делал Саша — как он допустил?

    Боткин делал осмотр — общим доволен. Урину отдали в лабораторию Тесье. Он советует пить воду (то же Vichy, но крепче) и в мае ехать дней на 20 туда.

    Дай бог успеха бакун<инскому> переводу Маркса — я одного не понимаю, почему же он держал под сурдинкой свои сношения с ним. Вся вражда моя с марксидами — из-за Бакунина. Так же, как в деле Ковалевского и в деле Оболенской, я ушел дальше бенефициантов — такая судьба.

    Утешь Бак<унина> и себя в кончине Голынского — о которой Б<акунин> так утвердительно говорил. Он вчера встретился мне на бульваре — красен и здоров, толст и свеж.

    ‒‒‒‒

    <укова> или даже уничтожить. Рейнах, который здесь, говорил мне, что у него много работы для Чернецкого с 1 января и что он об этом толковал с Тхоржевс<ким>. — Что это? — И зачем Чернецк<ий> так упорно не говорит, чего он хочет? Meyrargues уехал с детьми Ротшильда — он не имеет больше протекций в их доме — стало, и места через него не добудешь.

    Прощай.

    NB. Газеты и «От<ечественные> зап<иски>» получил.

    Печатается по автографу (IISG). Л XXI, 490—491. Полностью публикуется впервые. В автографе письмо заканчивается зачеркнутыми словами: <...>

    ... с примечанием Сат<ина>, что «еще пришлет». — Письмо H. М. Сатина неизвестно.

    Я писал Тате ∞ вероятно, все это подействовало. — Все упоминаемые здесь письма Герцена к детям остаются неизвестными.

    Пишу ей сегодня. — Это письмо Герцена к Н. А. Герцен также неизвестно.

    <инскому> переводу Маркса... — См. письмо 177.

    Вся вражда моя с марксидами — из-за Бакунина. — Об отношениях Герцена и Маркса см. подробно в комментариях к «Былому и думам» — XI, 678-686.

    ... как в деле Ковалевского... — Речь идет о несправедливом обвинении В. О. Ковалевского в связях с III отделением. В 1866 г. он искал поддержки у Герцена, который никогда не верил компрометирующим слухам о Ковалевском (см. ЛН, т. 62, стр. 259—272, а также т. XXVIII, письмо 205).

    ... и в деле Оболенской... — См. письмо 148.

    Получил письмо Тхоржевского. — Это письмо неизвестно.

    <укова>... — См. письмо 195.

    Раздел сайта: