• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Герцен А. И. - Огареву Н. П., 9 октября (27 сентября) 1869 г.

    190. Н. П. ОГАРЕВУ

    9 октября (27 сентября) 1869 г. Париж.

    9 октяб<ря>. H<ôte>l du Louvre, № 328.

    Погода тяжелая, душная, и голова болит, — принимаюсь за перо, не знаю еще, куда вынесет. — Мне не везет здесь с квартирой. Дороговизна изумительная — т. е. гораздо дороже лондонской. Вчера нашел было этаж дома у самого Люксембургского сада (близ Одеона) — но пока я говорил с консьержем, хозяин отдал другому. Нам тесно поместиться нельзя, надобно 6 спален — а по здешнему счету меньше 1000, 1200 за спальню и думать нечего. Наша семья слишком гетерогенна для тесноты — и очень может быть, что я Париж оставлю. Кутерьму всю наделала Тата, я никогда не звал Мал<ьвиду> и Ольгу до водворения и теперь стараюсь их остановить. Тату необходимо выписать — она запуталась глупо, а Ольга очень может остаться до весны — да, может, и мы переедем еще за Альпы. Я не имею права после всей прошлой жизни — стеснить всех парижской дороговизной, а с ней не сладим.

    ‒‒‒‒‒‒

    Пожалуйста, заставь Бак<унина> взять тебе назначенные 500 фр. у Перрона. Зачем Мрочков<ский> (как пишет Тх<оржевский>) ему отдал? Все они мудреные люди. Но не балуй на этом случае. Я не просил и не напоминал — они вызвались отдать.

    Очень рад, что новая квартира удалась. Портр<ет> Генри, как будет карточка, пришли. А мне прислал с любезностями Урусов свою большую и превосходную карточку. — Не думаю, чтоб с умыслом говорили насчет костр<омского> именья, — вспомни, что то же передавал Мерчинский. И если б Тата могла съездить — вероятно, несмотря на лета, ей деньги отдали бы. Пока, до пришествия бакунинского царства, деньги нужны — и если гнусно делать из-за денег подлости, то скотски глупо бросить около 300 т<ысяч> — если их можно взять.

    — лучше предшествовавших.

    Как это ты топишь камины в эту теплынь? Настоящий англичанин.

    Прощай.

    P. S. От Чернецк<ого> получил письмо. Он опять начал уснащать письма дурными выходками и колкостями. Я его остановлю — и желал бы, чтоб он остановился. Он пишет, что шрифт Бакста лучше купить с аукциона (может, есть еще долги) — т. е. противуположное с тем, что ты пишешь, говоря, что это мнение Чернецкого. Какой конкуренции Элп<идина> и Утина ты боишься, по словам Чернецкого, — я не понимаю?..

    Повторяю: делайте как знаете — я согласен со всем.

    — мне кажется, это вздор — но желаю знать твое мнение.

    Не забудь разведать о деньгах, остав<ленных> Мрочк<овским> — он у меня до сей минуты не был.

    ‒‒‒‒

    Отошли Чернец<кому> записку.

    (BN). Впервые опубликовано: ЛН, т. 64, стр. 742—743.

    Год написания определяется связью содержания этого письма с предыдущим; 9 октября приходилось на субботу в 1869 г.

    —8 октября 1869 г. (ЛН, т. 39-40, стр. 560-561).

    Хоецкого, если встречу, расспрошу о мелочах, но к нему не пойду за его письмо по поводу твоей статьи о польских землях. — Отклик на слова Огарева: «Бак<унин> на три дня выехал, все мне говорил написать тебе, чтоб ты не забыл повидаться с Хоецким, через которого можно знать всякую нужную мелочь». О письме Хоецкого, упоминаемом здесь Герценом, см. в т. XXIX, стр. 626.

    ... как пишет Тх<оржевский>... — Письмо Тхоржевского к Герцену неизвестно.

    ... новая квартира удалась. — Огарев переехал 6 октября 1869 г. на новую квартиру.

    А мне прислал с любезностями Урусов свою большую и превосходную карточку. — Письмо и фотография кн. А. И. Урусова остаются неизвестными.

    <омского> именья... — Отклик на предположение Огарева, что русское правительство намерено подкупить Герцена, возвратив ему его отобранное в казну имение (ср. письмо 204). В ответном письме Огарев замечал: «Что мне страшно посылать кого-нибудь из вас в Россию костром<ских> денег ради — я не могу скрыть этого, потому что уверен, что потом ни человека, ни денег не выпустят. Но советов, саrо mio, давать не стану, ибо боюсь ошибиться и <по> привязанности, и по ненависти» (ЛН, т. 39-40, стр. 562).

    Листок вложенный недурен... — Огарев вложил в свое письмо одну из выпущенных в это время прокламаций (какую именно — не установлено).

    <ого> получил письмо. — Это письмо неизвестно, так же как ответная записка Герцена. В ответном письме Огарев писал Герцену: «Что за чепуху Черн<ецкий> тебе пишет о моем мнении насчет Эльп<идина> и Ут<ина> — я не понимаю; я говорил о недопущении букв до аукциона (который может взвести их втридорога) уплатою 125 фр., которые, конечно, выгодно заплатить и из фонда. Вот что я говорил — стало, он не понял».

    Отошли Чернец<кому> записку. — Эта записка Герцена до нас не дошла.

    Ответное письмо Огарева от 11 октября 1869 г. — ЛН,

    Раздел сайта: