Заметки из «Записной тетради 1836 г.»
<Гретхен, в которую был влюблен Гёте…>
Гретхен, в которую был влюблен Гёте еще юношею («Aus meinem Leben. Dichtung und Wahrheit»), не была ли основою Гретхен в «Фаусте»? Сходство огромное. И это не отнимает нисколько достоинства изобретения, разве его schwankende Gestalten[260] не могли созидаться из воспоминания сердечного, фантастического? И Клара в «Эгмонте».
<1836 г.>
<Ноября 6, 1836>
Ноября 6,1836
следующий текст св. писания: «И беси веруют и трепещут!»
Да, вера без любви – мечта!
– мечта!
<1836 г.>
<Итак. Протестантизм и Густав-Адольф…>
Итак. Протестантизм и Густав-Адольф.
Пруссия (идея государства) и Фридрих II.
– и Наполеон.
<1836 г.>
Примечания
<Гретхен, в которую был влюблен Гёте…>
«записной тетради 1836 г.» (ЛБ), чем и определяется предположительная датировка. Впервые, опубликовано Е. С. Некрасовой в предисловии к «Легенде о святой Феодоре» – «Русская мысль», 1881, № 12, стр. 48.
Гретхен, в которую был влюблен Гёте… – В первой части автобиографии Гёте «Поэзия и правда» рассказана история его юношеского увлечения кельнершей Гретхен (фамилия ее неизвестна).
Клара в «Эгмонте» – Клерхен – героиня трагедии Гёте «Эгмонт».
<Ноября 6, 1836>
Печатается по автографу в «записной тетради 1836 г.» (ЛБ). Впервые опубликовано Е. С. Некрасовой в «Русской старине», 1889, № 1, стр. 176, как часть записей «Отдельные мысли» (см. выше комментарий к этому тексту).
Весь вечер, занимаясь развитием мысли религиозной в жизни человечества… – Герцен сочинял не дошедшую до нас статью «о религии и философии». Статья эта неоднократно упоминается в письмах Герцена 1836 и 1837 гг. под названием «Мысль и откровение».
Мышление без действия – мечта! – Здесь уже намечено одно из основных философских положений зрелого Герцена – требование сочетания теории с практикой.
<Итак. Протестантизм и Густав-Адольф…>
«записной тетради 1836 г.» (ЛБ). Текст помещается на л. 121 вслед за выписками на лл. 119–121 из Лютера (письмо к Эразму Роттердамскому 1524 г.), Лас-Каза («Mémorial de Sainte Hélène». Novemb. 1815) и Гёте («Dichtung und Wahrheit», две выписки).
260. зыбкие виденья (нем.). – Ред.