• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарушин (charushin.lit-info.ru)
  • По духовной и душеспасительной части

    ПО ДУХОВНОЙ

    И ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

    Один известный заводчик в центральной России выстроил при стеклянном и чугунном заводе своем небольшую чугунную церковь. Для освящения ее он просил епархиального архиерея, не пользующегося особенной репутацией св. Косьмы-бессребреника, прислать протоиерея. Но усердный пастырь, ревнуя о благолепии храма божия, предложил самого себя и приехал с клиром, иереями, иподиаконами, диаконами, певчими, подручниками и с прочим более или менее ангельским чином. Хозяин после трехдневного рыбного пиршества поднес архиерею богатый серебряный сервиз. Но смиренный пастырь отказался, глаголя, что «убогому монаху не приличествуют богатства скудельного мира сего». Хозяин пошел в кабинет и принес в замену сервиза толстую пачку ассигнаций. Их преосвященнейший владыка благомилостиво принял и, тронувшись кроткосердием радушного амфитриклиона, а может, и вспомнив, как ветхозаветный Авраам принял златые чаши от Мельхиседека, сказал секретарю: «Не хощу обижать нашего доброго и христолюбивого хозяина, возьми, сыне, сервиз и положи в мою иноческую карету».

    Примечания

    К. л. 5 от 1 ноябри 1857 г., стр. 41, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. В озаглавлено: «По духовно-душеспасительной части» Автограф неизвестен.

    «Под спудом», в также по близкому сходству пародийного «священослужительного» языка с языком статей Герцена «Исполин просыпается!»(т. XV наст. изд.). «Запрос святейшему синоду о иерейском двоеженстве» (т. XVII наст. изд ) и др. Ср. аналогичный пассаж в «Былом и думах»: «При этом один из архиереев, боясь подлога, приснопамятствовал, как во врем и оно в лжекафолической церкве на папеж избрана была папиха Aннa, и предложил было своих иноков... так как «пред очами мертвецов срама телесного нет» («Maxровые цветы» — т. XI наст. изд. стр. 466); ср. также печатающиеся в настоящем томе заметки «Архипастырское рвение о мраке», «Распространение иезуитизма в России» и «О усердному, о пастырю благоревностному!», принадлежность которых Герцену устанавливается по тем же стилистическим признакам.

    ____

    ... св. Косьмы-бессребреника— Святой Косьма, по преданию, жил во второй подовние III века близ Рима, вместе с братом Дамианом. Будучи медиками, за исцеление в качестве вознаграждения они требовали лишь веры в Иисуса Христа; отсюда и прозвище — «бессребреники».   

    — гостеприимный хозяин.

    Разделы сайта: