• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • По части путей сообщения

    ПО ЧАСТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

    «Пароход Тосна, под командой Опочинина, разбился 25 июля о каменную гряду, не означенную на картах». В Тихом океане, вы думаете, или по крайней мере в Беринговом проливе (мы серьезно советуем морскому ведомству переменить это название; после деяний московского обер-полицмейстера нельзя порядочному проливу так называться). Нет, эти неозначенные на картах гряды камней не у полюсов, а у подъезда Зимнего дворца, в Балтийском море. Неужели это и по морю они ездят с поддельными картами?

    Когда новое общество железных дорог в России, состоящее преимущественно из иностранцев, обсуждало вопрос, сколько положить жалования офицерам путей сообщения, навязанным обществу правительством, то решило, что обер-офицеру следует давать 2000 рублей серебром, штаб-офицеру 3000 рублей серебром в год. Чевкин заметил: «Господа, вы отнимете у меня всех офицеров, такого большого жалованья нет в России!» Но дело вышло иначе: до настоящего времени еще никто из офицеров не явился на службу общества. Видно, с маленьким жалованьем служить царю почетнее! Вот небольшое объяснение сему факту.

    Один подрядчик явился за получением денег за поставку материалов на новую железную дорогу в то же общество. Кассир, просмотрев его квитанцию, попросил подождать немного. Подрядчик повесил голову и снова обратился к другому лицу, от которого получил ответ, что сейчас выдадутся деньги. Бедный купец хорошо знал русское «сейчас» и хотел уже прийти в кассу через неделю, как вдруг был позван к кассиру и получил всю сумму сполна. Он не верил глазам, принял деньги, сосчитал и, отделив порядочную пачку ассигнаций, с поклоном подал кассиру. Кассир (иностранец) в недоумении спросил его, что не обчелся ли он; но купец, улыбаясь, сказал: «Это, батюшка следует получить вам, т. е. казенные проценты». Кассир отдал деньги обратно купцу и молча затворил свою дверку. Подрядчик стал на колени и, поклонившись к земле, сказал: «Тридцать лет занимаюсь поставкой на казну, и только в первый раз случилась со мной такая оказия!»

    Примечания

    Печатается по тексту К«Смесь», без подписи. В к заглавию добавлено: «общества железных дорог. Удивленье невзяточничеству». Автограф неизвестен.

    Авторство Герцена устанавливается по композиционной связи настоящей заметки со статьей «Под спудом» и предыдущей заметкой, а также по характерным выпадам против московского обер-полицмейстера А. А. Тимашева-Беринга, которого Герцен усердно разоблачал в это время в «Колоколе». Типичны для герценовского стиля смелые эпитеты каламбурного характера, вроде: «порядочный пролив», «поддельные карты» (о географических картах) и т. п. Включено с купюрой М. К. Лемке в Dubia (Л IX, 56).

    В настоящем издании в текст внесено следующее исправление:

    Стр. 88, строка 16: вместо: отнимите

    ____

    «Пароход» Тосна, под командой Опочинина, разбился 25 июля о каменную гряду, не означенную на картах. — «Тосна» под командованием капитан-лейтенанта В. П. Опочинина разбился о риф на пути из Кронштадта в Нарву («Морской сборник», т. XXXI, № 9, 1857, стр. 94—97, раздел II).

    ... московского обер-полицмейстера... — А. А. Тимашева-Беринга.

    ... новое общество железных дорог в России, состоящее преимущественно из иностранцев... — «О сооружении первой сети железных дорог в России». Учредители его: с. -петербургский банкир Штиглиц и К ; варшавский банкир С. А. Френкель; лондонские банкиры Беринг и К°; парижские банкиры Готтингер и К , Б. Л. Фульд и Фульд-Оппенгейм; берлинские банкиры Медельсон и К ; французские железнодорожные предприниматели братья Перейра и др.