• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Das Liefländische Athen

    DAS LIEFIÄNDISCHE ATHEN

    Несколько раз получали мы письма о дерптском университете и все откладывали эту неприятную материю. Но так как нас снова спрашивают, почему мы не упоминали об университетской истории 22 ноября 1857 г., то мы считаем себя обязанными сказать об этом несколько слов.

    Мы всегда были убеждены, что в остзейских губерниях все уродливые стороны германизма, от юнкертума до теологии, от мещанского филистерства до мещанской буршикозности, не только хранятся, но доведены до карикатуры. Точно так, как в Польше католицизм. Не имея никакого самобытного политического значения, остзейцы тем ревнивее держатся за бессмысленные формы. Тупое угнетение католицизма при Николае прилило свежей крови в дряхлые жилы его.[108]

    Русские студенты, будучи в очень сильном меньшинстве, не могут воевать с немцами без защиты начальства, а от нее спаси их бог. Лучше уступить немцам, датчанам, татарам, чем пользоваться высоким покровительством попечителя, ректора и даже жандармского обер-офицера, как это было с немцами в деле гг. Зарина и Юферева. Что же делать?

    Не вступать в дерптский университет. Разве Петербургский не возле? А хочется непременно в немецкий университет — так лучше ехать в Берлин, Гейдельберг...

    Дерптский академический сенат и вся немецкая мусса будут рады победе; отчего же им и не дать порадоваться, а русские студенты ничего не потеряют. Вряд можно ли многому научиться в университете, в котором профессора печатно, в 1857 году, спорят о том, могут ли ангелы плодиться или нет? Где на степень магистра пишут диссертации о том, не следует ли дьяволу виндицировать качество церковного лица? И где кандидату философии Сонцеву не разрешил совет профессоров печатать диссертацию, потому что в ней Сонцев, русский, не совсем благоприятно отзывается о протестантизме

    Примечания

    Печатается по тексту К, л. 61 от 15 января 1860 г., Стр. 504—505, где опубликован» впервые, в отделе «Смесь», за подписью: И—р. Автограф неизвестен.

    Das Liefländische Athen. — «Лифляндскими Афинами» воспитанники Дерптского университета называли Дерпт, старый эстонский город (ныне Тарту), являвшийся центром немецкой культуры в прибалтийских губерниях.

    Несколько paз получали мы письма о дерптском университете... — О получении письма из Дерпта Герцен впервые сообщал в статье «Русские немцы и немецкие русские» (см. наст. том).

    ... об университетской истории 22 ноября 1857 г.... — Русские студенты в Дерпте создали в 1857 г. свою общественную организацию, независимую от корпорационных студенческих законов и от высшего органа корпораций — собрания уполномоченных (Chargirten Convent). Это собрание, претендуя на роль руководящего органа дерптского студенчества запретило объединение русских студентов. И, в ответ на отказ подчиниться этому решению, постановило применить к русским одну из высших мер, предусмотренных корпорационными правилами — так называемый Verruf, т. е. прекращение на неопределенное время всяких сношений с «виновными». Это привело к резкому обострению отношений между русским и немецким студенчеством, особенно после того, как один немец-корпорант оскорбил на улице русского студента Алексея Зарина и, ссылаясь на Verruf, отказался принять его вызов на дуэль. Тогда А. Зарин ударил обидчика, что вызвало большое возмущение среди корпорантов. 22 ноября 1857 г. они устроили осаду дома, где жили русские студенты, в том числе Зарин, и жестоко избили направлявшегося к нему студента Аристарха Юферова. Университетское и местное полицейское начальство стали на сторону немцев-корпорантов. А. Зарин был арестован, посажен в тюрьму и распоряжением попечителя Дерптского учебного округа от 26 ноября исключен из университета с запрещением в течение 6 лет проживать в Дерпте («Dörptsche Zeitung», 1857, № 139). Начальство не только не наказало виновников избиения А. Юферова, но, наоборот, предложило пострадавшему покинуть университет, что тот и сделал 21 декабря 1857 г. (см. ЦГИА ЭССР, ф. 402, оп. 2, №№ 21370 и 11203). Эта история подробно описана П. Д. Боборыкиным в романе «В путь-дорогу». См. о ней также: Ю. Ю. Кахк. «Колокол» Герцена и крестьянское движение в Эстонии накануне и во время революционной ситуации 1859— 1861 годов» («Известия Академии наук Эстонской ССР», 1953, вып. 3, Стр. 460). О дальнейшей судьбе А. Зарина, перешедшего в Московский университет и высланного из Москвы за участие в студенческих волнениях 1861 г., см. в «Материалах для истории гонения студентов при Александре II» (раздел XIII),

    ... от юнкертума... —

    ... до мещанской буршикозности... — Характерные черты быта, поведения, образа мыслей немецких студентов-корпорантов (буршей).

    Не имея никакого самобытного политического значения, остзейцы тем ревнивее держатся за бессмысленные формыНемногочисленное прибалтийское дворянство, почти сплошь немецкого происхождения, упорно стремилось сохранить свои средневековые привилегии, основанные еще на нравах Ордена рыцарей-крестоносцев, покорившего в XIII в. коренное население Прибалтики — эстонцев, латышей и литовцев. Благодаря поддержке царского правительства в прибалтийских губерниях сохранял свою силу так называемый «особый остзейский порядок», оставлявший всю власть «на местах» в руках баронов-помещиков. Таким образом, Прибалтика была своего рода государством в государстве, в то же время здесь, как нигде в России, очень сильны были пережитки феодального средневековья.

    ... в день Corpus Christi... — В пятницу на страстной неделе совершался обряд вынесения плащаницы с изображением «тела господня» (лат. corpus christi).

    .. Имеется в виду общественная организация, созданная при Дерптском университете еще в 1814 г. под названием «Академическая мусса». Общество это объединяло широкие круги местной интеллигенции и носило культурно-просветительский характер.

    ... профессора печатно, в 1857 году спорят о том, могут ли ангелы плодиться или нет?— В брошюре профессора кафедры исторического богословия Иоганна Гейнриха Куртца «Die Ehen der Söhne Gottes mit den Töchtern der Menschen. Eine theologische Untersuchung iiber Gen. 6, 1—4». «Браки сыновей бога с дочерьми людей. Богословское исследование о Кн. бытия 6, 1—4»), вышедшей в Берлине в 1857 г. Автор, полемизируя с другими богословами, доказывал, что ангелы могут слетать с неба на землю и предаваться земной любви. Полемика с другими богословами по этому поводу продолжалась и в новой брошюре Куртца «Die Sôhne Gottes und die Sfindigenden Engel» («Сыновья бога и согрешившие ангелы». Митава, 1858).

    ... пишут диссертации о том, не следует ли дьяволу виндицироmь качество церковного лица?— Много места вопросу о дьяволе и его участии в человеческих судьбах было уделено в защищенной в 1858 г. магистерской диссертации И. М. Люткенса, позже преподавателя университета, «Luthers Prädestinationslehre im Zusammenhange mit seiner Lehre vom freien Willen» («Учение Лютера о предопределении в связи с его учением о свободной воле»). Виндицировать — присвоить (от лат. vindicare).

    . — Алексей Солнцев (а не Сонцев) в 1837—41 гг. учился на философском факультете Дерптского университета, а в 1852 г. получил степень кандидата филологии за исследование, посвященное процессу образования народных песен вообще и русских в особенности. К 1859 г. закончил работу над магистерской диссертацией «О византийском влиянии на развитие русской литературы». Несмотря на ряд положительных отзывов об этом труде, Совет историко-филологического факультета своим решением от 4 мая 1859 г. отклонил диссертацию А. Солнцева. Трудно сказать, в какой степени причиной этого в действительности был неодобрительный отзыв Солнцева о протестантизме, так как в официальных документах об этом ничего не говорилось (ЦГИА ЭССР, ф. 402, оп. 2, № 23595—23596).

    [108] Не надобно думать, впрочем, чтоб и теперь не делали всякого рода диких и подлых насмешек над католицизмом в Польше. В Ковно в день Corpus Christi 1859, когда крестный ход с святыми тайнами шел из Фарного костела в Бернардинский и проходил через площадь, генерал Лауниц, ходом народа. Мы от всей души желаем, чтоб католицизм, эта застарелая язва романского мира, был бы поскорее схоронен в летописях, с папами и кардиналами, но готовы всеми силами защищать католицизм, из уважения к народу, против грязных, тунгусских оскорблений, наносимых царскими опричниками.