• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Религиозное значение "СПб. ведомостей"

    РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ «СПб. ВЕДОМОСТЕЙ»

    Журнал не может существовать без мнения, без партии — только мнение и делает из него живую личность, только оно и дает ему нравственную силу. Кто не знал, кто такое была «С. пчела» в блаженные времена Николая Павловича, Николая ' Ивановича и Фаддея Венедиктовича.

    Нюансы журналов можно было различать даже в те времена, когда черная тень Николая широко отбрасывалась на Россию, тем паче в наше время прогресса.

    Какое же мнение, какую тень, какой нюанс представляют «СПб. ведомости»? Долго отыскивая, мы пришли было в отчаяние: не за что ухватиться, в них нет ни свирепо-православного характера «Маяка», ни англобесия, ни галломании, ни основательно-тупого доктринаризма других московских и петербургских журналов и газет.

    Но вдруг мы поняли, что «СПб. ведомости» — орган католической пропаганды в схизматической России, орган иезуитов и папы. Только с этой точки зрения можно объяснить отвагу, с которой «СПб. ведомости» поместили похвальное слово Ламорисьеру — отступнику всех знамен, легитимисту, орлеанисту, республиканцу, палачу Июньских дней, тройному изменнику, называя его Баярдом, героем, не знаю чем! Иезуиты, так иезуиты, оно скверно, но все же лучше быть чем-нибудь, нежели ничем. По крайней мере по старой шутке, цитированной Гегелем, что «дурная погода все же лучше, чем если б совсем погоды не было».

    Но мы не долго оставались в заблуждении.

    Какой иезуитский орган? Ламорисьер-Баярд. Но Гладстон — «бесспорно первый оратор нашего века», и «Ведомости» с протестантским восторгом и англоманским умилением выписывают две колонны риторического fatras[135] (вроде Бунцена и К-нии), сказанного Гладстоном в Единбургском университете. По этому поводу преподобные «Ведомости» подхваливают английское благочестие, состоящее из лицемерства, отвратительного для всякой здоровой натуры.

    «Ученые, кто бы они ни были — диссиденты или низкие, высокие, широкие церковники (low, high, churchmen), со всевозможными подразделениями — остаются верными этому направлению. Христианский дух проникает все их произведения, все их исследования; германский рационализм им чужд; никогда не заподозрят они действительности и истинности откровения; и светлая, критическая, но никак не скептическая наука доставляет им только новые, богатые материалы для возведения великолепного здания божественной истины».

    Но потом мы усомнились точно также в кальвинизме и пуританизме схи-ведомостей.

    единого «есть исключительный результат откровения Аврааму. И если мы с детства привыкли смотреть на Авраама как на друга божия с любовью и уважением, то нам не мудрено понять, что этой почтенной личности бог доверился». Это дружеское доверие пришлось ему не даром.

    Минуй нас пуще всех печалей
    И барский гнев и барская любовь.

    «Подобно всем друзьям божиим, он должен был выслушивать, как называли его безверным и атеистом; а в наше время его сочли бы безумцем за одно намерение убить своего сына. Верою своею приведен был Авраам к этому особенному откровению, а не инстинктом, не отвлеченным размышлением, не восторженными видениями».

    Выписавши эту нелепость о почтенной личности Авраама, о его коротких сношениях с богом и о том, что бог ему доверился «Ведомости» даже и не заметили, что, сломи себе шею Авраам до приязни с богом, мы бы и понятия не имели о его друге

    «СПб. ведомостей» не знает, что если он сидит дворником при современности с метлой в руках, то это для того, чтоб отгонять грязь и сор, а не загонять их в «ледактурскую» яму.

    Пора подумать и о том, что при дикой нетерпимости в делах религии, защищаемой синодом, сенатом, ценсурой, квартальными и попами, в светском журнале не следует помещать богословских статей. Не только эти безответные статьи не деликатны, но они не нужны, их никто не просит, и, еще больше, их никто не читает.

    Мы хотя и уверены, что большая часть читателей «СПб. ведомостей» не поверит, что во всех отраслях знания в Англии преобладает изуверство, но как противуядие против ужаливания английских фарисеев и их гезелей[136] мы рекомендуем с своей стороны «History of civilisation in England by H. T. Buckle» — труд добросовестный, ясный, глубоко задуманный и в котором искры нет пиетизма.

    Его нет ни у Грова, написавшего свою превосходную книгу «О соотношении физических сил», ни у Дарвина в его «Об образовании видов в животном и растительном царствах (On Species)», ни у Д. Стюарта Милля, ни у Фарадая.

    Отче издателю, будьте от мира сего. Вам-то не за что злосетовать на него.

    —р. Автограф неизвестен.

    В письме к И. С. Тургеневу от 23 июня 1860 г. Герцен пишет: «Колокол получил? Ну, вот как я Краевского — дворник, мол, с метлой».

    ... в блаженные времена ~ Николая Ивановича и Фаддея Венедиктовича «Северная пчела» с 1825 до 1860 г. издавалась и редактировалась Ф. В. Булгариным совместно с Н. И. Гречем.

    ... «СПб. ведомости» поместили похвальное слово Ламорисьеру... — В «С. -Петербургских ведомостях» от 15 апреля 1860 г. на первой полосе была помещена редакционная апологетическая статья «Генерал Ламорисьер».

    — «бесспорно первый оратор нашего века»... — Герцен здесь и ниже не совсем точно цитирует статью «Англия», напечатанную за подписью Г. К. в «С. -Петербургских ведомостях» от 28 апреля 1860 г. В статье передавалось содержание речи Гладстона, произнесенной им перед студентами Эдинбургского университета.

    .... диссиденты или низкие, высокие, широкие церковники (low, high, churchmen)... — Герцен имеет в виду различные направления в англиканской церкви: евангелическое, консервативное и сторонников веротерпимости — Low church, High church и Broad church (буквально: низкая, высокая и широкая церковь).

    Взяв книгу какого-то поврежденного француза... — В статье «Англия» автор использует два отрывка из книг Э. Ренана «Histoire générale et système comparé des langues sémitiques» и «Nouvelles considérations sur le caractère général des peuples sémitiques et en particulier sur leur tendance au monothéisme».

    — Э. Ренан утверждал, что почитание бога есть результат «религиозного инстинкта», а не человеческого разума.

    «Минуй нас пуще всех печалей...»— Цитата из «Горя от ума» А. С. Грибоедова (действие I, явление 2).

    «Подобно всем ~ восторженными видениями»— Цитата из Э. Ренана, использованная в статье «Англия».

    «Мы ~ уверены, что большая часть читателей «СПб. ведомостей» не поверит, что во всехх отраслях знания в Англии преобладает изуверство... — «Англия» отмечалось: «Мы могли бы привести целые томы подобных отрывков из сочинений английских ученых по всем отраслям знания, доказывающие современное преобладание христианского направления»;

    [135] вздора (франц.).

    Разделы сайта: