• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Розги долой!

    РОЗГИ ДОЛОЙ!

    Мы хотим сделать очень простое и очень возможное предложение образованному меньшинству дворянства, — предложение, не влекущее за собой ни ответственности, ни опасности. Мы предлагаем ему составить:

    СОЮЗ ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ

    Степень образования этого меньшинства, его поведение в губернских комитетах, его совершеннолетие, выразившееся в желании самоуправления, — все это несовместно с диким битьем и сечением крепостных. Во времена неразвитости и патриархального зверства совесть наказывающего была до некоторой степени чиста, он верил, что это не только его право, но думал, что это его долг. Теперь этому никто не верит, всякий знает теперь, что наказание без суда, из личных видов есть своекорыстное употребление права сильного — такая же пытка, как стеганье лошади. Крестьян и дворовых бьют исключительно и единственно из денежных выгод и мелких удобств.

    Правительство не может препятствовать и не будет такому отрицательному союзу... Правительство не вменяет дворянствув обязанность сечь крепостных. Оно только дозволяет и отечески помогает, когда помещик сам выбивается из сил или когда вбивает силу в мужика.

    Пусть помещики подумают, что сечь и так остается недолго, вслед за нелепостью переходного состояния придется поневоле расстаться с розгой... не лучше ли же добровольно отказаться от нее? Бросить розгу, так, как французское дворянство 4 августа бросило в огонь свои феодальное грамоты.

    Отказаться от права сечь в виду черкасской партии, в виду Самарина и Милютина, воссоединенных с Черкасским, благородно. За кого, в самом деле, вас принимает правительство, думая, что вы требуете для себя прав человеческих и хотите сечь без суда, — и это в то время, когда само правительство начинает ограничивать в военной службе побои?

    Пусть в каждой губернии три-четыре помещика дадут между собою честное слово никогда не прибегать к телесным наказаниям, никогда не допускать себя до побоев — этого довольно для начала. Само собою разумеется, что дело надобно делать не вполовину, мало не бить людей из собственных рук и не посылать их сечь... надобно запретить управляющим, старостам, дворецким, и запретить так, чтоб крестьяне знали, чтоб дворовые знали!

    ближнем человеческого достоинства!

    Но лишь бы голос наш не остался тщетным, лишь бы напомнить одним, надоумить других, что пришло время оставить палачество; лишь бы удалось на первый случай избавить несколько мужиков от истязаний и несколько помещиков от пятна.

    Что помещики делали прежде, мы знать не хотим. На прошедшее мы закрываем глаза, многое делалось по неведению, по привычке, по скверному воспитанию, по безобразному примеру родительского дома... Амнистия, забвение и тут необходимы. Но три года тому назад положение изменилось; и с тех пор как вопрос об освобождении был поднят правительством, обсуживался в журналах, гостиных и передних, в столице и провинциях, с тех пор нельзя быть честным и образованным человеком и бить своих людей. (Разумеется, мы исключаем теоретических фанатиков розги, это поврежденные, они могут врать вздор и быть честнейшими людьми, как всякий сумасшедший.)

    Давайте же друг другу честное слово не сечь ваших мужиков, составляйте не один союз, а сотни, в разных губерниях, в разных уездах. Не бойтесь пуще всего вашей малочисленности, два деятельных человека, твердо идущих к своей цели, сильнее целой толпы, никакой цели не имеющей. Разве Уилберфорс, разве Кобден не начинали с трех-четырех человек, столковавшихся в клубе или в таверне?.. Ведь это одно самодержавие из своих видов лишает людей доверия к себе, на этой мнимой беспомощности покоится опека рабства; человек и слаб, как искра, и силен, как искра, если верит в свою силу и вовремя попадет в приготовленную среду.

    Бросайте же подлую розгу и давайте друг другу ваши руки на Союз против телесных наказаний!

    Печатается;по тексту К, л. 75 от 1 июля 1860 г., Стр. 623, где опубликовано впервые, за подписью: И—р. Этой статьей открывается лист «Колокола». Автограф неизвестен.

    ... французское дворянство 4 августа бросило в огонь свои феодальные грамоты... — Герцен имеет в виду отказ представителей французского дворянства от некоторых феодальных прав и преимуществ, провозглашенный на заседании Учредительного собрания 4 августа 1789 г.

    ... в виду черкасской партии, в виду Самарина и Милютина, воссоединенных с Черкасским«Письма из России».

    Разделы сайта: